САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 2000-2007 гг. митр. Лавр arrow 7. митр. Лавр arrow 20 мая 2001 г.Экуменические похождения нашего (?) Архиепископа Марка

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

20 мая 2001 г.Экуменические похождения нашего (?) Архиепископа Марка PDF Напечатать Е-мейл

Экуменические похождения нашего (?) Архиепископа Марка

 
Петр Будзилович
 
          В "Вестнике" Германской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) за февраль 2001 г. появилась статья под скромным названием “Посещение Сербии”, описывающая четырехдневное посещение Сербии преосвященнейшим Марком, архиепископом Берлинским и Германским, с 4/17 по 8/21 февраля 2001 г. В ней подробно рассказывается о его посещениях монастыря Крушедоль, колыбели РПЦЗ Сремских Карловиц (откуда Московская патриархия, МП, взяла презрительное название для РПЦЗ "карловацкий раскол", а для членов РПЦЗ — "карловчане"), монастыря Ковилье, Нового Сада, Белграда и Хопова. Во всех этих местах архиепископ Марк сослужил с сербскими клириками.
          В Новом Саду, например, как говорится в статье, "в начале литургии архиепископа Марка поставили служить за старшего в течение всего богослужения и вообще всего пребывания там оказывали ему всякую честь и внимание". Там же архиепископ Марк "обменивался опытом" с епископом Новосадским и Бачским Иринеем. В частности, "Владыка Ириней рассказывал о собеседованиях с римокатоликами и огромных трудностях, возникающих при этом". Так и тянет спросить — тогда, может быть, не стоит "собеседовать"? Но такого вопроса архиепископ Марк, понятно, задавать не стал. "На вопрос архиепископа Марка о смущении, которое вносится в паству этими собеседованиями, владыка Ириней сказал, что верующие и священнослужители ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДОВЕРИЕ К СВОЕЙ ИЕРАРХИИ" (выделено нами – П.Б.). Такое заявление, понятно, только укрепило архиепископа Марка в том, что понятие соборности есть повиновение иерархам, что он вскоре и применил в прещениях Западно-Европейских клириков. И так, в приятных собеседованиях и сослужениях с экуменистами, архиепископ Марк провел четыре дня. Казалось бы — повод для радости, если бы не масса сомнений, вызванных чтением этой статьи.

          Для начала отметим, что Сербская православная церковь (СПЦ) – член Всемирного совета церквей (ВСЦ). А экуменическое движение, представляемое этой организацией, было предано АНАФЕМЕ нашей церковью в 1983 г. Интересно, провозглашал ли архиепископ Марк анафему СПЦ в праздник Торжества православия 4 марта этого года? Если да, то он подтвердил анафему самому себе; а если нет, то тогда он в очередной раз (безнаказанно) нарушил постановление РПЦЗ.

          Но архиепископу Марку традиции РПЦЗ — не указка. Во время этой поездки успел он побывать и на заседании синода СПЦ (главная цель поездки?). Вот как об этом говорится в статье: "В понедельник утром архиепископ Марк с владыкой Иринеем поехали в Белград на заседание Синода СПЦ. Владыка Ириней сперва один пошел на заседание, чтобы доложить о своих делах. Потом вызвали архиепископа Марка. Председательствовал сам патриарх Павел, участвовали митр. Иоанн Загребский, епископы Савва Шумадийский, Василий Тузланский, Юстин Тимочский. Патриарх очень тепло приветствовал архиепископа Марка и попросил, чтобы он изложил вопрос, по которому он приехал. Архиепископ Марк рассказал об Архиерейском Соборе 2000 года, о создании двух комиссий и о письме, направленном патриарху. Патриарх Павел ответил, что СПЦ всегда относилась с большой любовью и уважением к русским архиереям, священнослужителям и верующим, нашедшим прибежище в Сербии после революции, и с радостью будет делать все возможное, чтобы способствовать единству РПЦ". Т.е., в то время как верные чада РПЦЗ пребывают в летаргическом сне "доверия к своей иерархии", "добрый пастырь", архиепископ Марк неуклонно проводит свою линию с тем, чтобы в один прекрасный день они проснулись под омофором "святейшего" (сиречь "Дроздова"). Как видно, бывший президент США Рональд Рейган был прав, строя свои отношения с Советским Союзом на принципе "доверяй, но проверяй" (он даже научился говорить это по-русски).

          Ближе к нашим временам, 18/31 июня 1999 г., митрополит Виталий выпустил Указ, конкретно запрещающий сослужение с сербскими клириками как раз по причине участия СПЦ в экуменизме. Насколько нам известно, Указ этот никогда не отменялся. Правда, сразу же по получении этого Указа, сам архиепископ Марк заявил в своем письме Антонию, архиепископу Сан-Францисскому, что не собирается подчиняться этому Указу (что, наверно, должно было бы повлечь запрещение в служении?).

          Что же происходит? Один из старших архиереев РПЦЗ совершенно безнаказанно нарушает соборные постановления РПЦЗ и ее митрополита, а потом похваляется об этом на весь мир через орган своей епархии. Как говорит русская пословица, "рыба начинает портиться с головы". В течение всех 1990-х годов архиепископ Марк неуклонно ведет политику заигрывания с МП и с экуменистами, не обращая никакого внимания на возражения со стороны митрополита... Как известно, в его попытках вести "диалог" с руководством МП, ему даже удалось повидаться с "патриархом Алексием II". Разумно предположить, что во время их свидания разговор шел не только о погоде.

          Напомним, что этот же самый архиепископ Марк, ни в грош не ставящий своего митрополита, смело подписывает прещения клириков РПЦЗ. Самое последнее — "приговор мюнхенского трибунала" от 19 апреля/2 мая 2001 г. Это — особенно позорный документ, так как он не только подтверждает необоснованное прещение группы клириков Западно-Европейской епархии, но еще и призывает прихожан не посещать богослужения, совершаемые их духовенством, так как они, по мнению этого документа, "безблагодатны"! Напомним, что "провинность" этих клириков состоит в том, что они отказались поминать епископа Амвросия после того, как их двухлетние (!) канонически законные попытки предотвратить его назначение их правящим архиереем были полностью игнорированы Архиерейским Синодом.

          Чтение этой статьи наводит и на другие мысли. Интересно, что думают об этом подписанты "Обращения пастырского совещания духовенства Западно-Американской епархии РПЦЗ" или аналогичного документа от духовенства Восточно-Американской епархии, безоговорочно расписавшиеся в "доверии к своей иерархии"? В своем обширном обращении западно-американские клирики, правда, ухитрились не затронуть тему экуменизма (как в доме повешенного не говорят о веревке)...

          Но такое грубое нарушение постановлений РПЦЗ архиепископом Марком говорит, по-видимому, о том, что "наши" архиереи, решив начать сближение с МП, хотят как-то позолотить горькую пилюлю экуменизма для ее безболезненного заглатывания ничего не подозревающей паствой. Ведь вскоре после печально известного Архиерейского Собора РПЦЗ, состоявшегося в октябре 2000 г., епископ Амвросий заявил о том, что вопросы с грехом сергианства и прославления новомучеников МП "сняты с повестки дня" и что отношение к экуменизму — "единственный пункт, который нас разделяет". Но тут, понятно, возникает некоторое затруднение. Дело в том, что “патриарх Алексий II” твердо заявляет, что МП намерена пребывать в экуменической ереси. Поэтому, как гласит американская пословица, "если противника не удается одолеть, то присоединяйся к нему". Таким образом сторонникам сближения ничего не остается, как "оболванить" паству РПЦЗ в этом вопросе, незаметно приучить к тому, что экуменизм, в общем, не так уж страшен. Вот поехал архиепископ Марк в Сербию, сослужил с экуменистами и — вот, вернулся жив-здоров, "экуменисты тоже люди, как и мы". Да и, кроме всего, через экуменизм мы войдем в "лоно Вселенского православия" (по архиепископу Марку, НЕ евангелисту).

          В свое время иеромонах Нектарий Оптинский (+ 1928) говорил: "Ищите во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает". С этой точки зрения экуменические поездки архиепископа Марка имеют более глубокий смысл, чем маханье красной тряпкой перед "правыми фанатиками" в рядах РПЦЗ. Здесь — расчет на общепринятое мнение о том, что уж раз согрешил, то "количество" греха не увеличится от его повторения, т.е., что тогда уж можно продолжать грешить. Это по английской поговорке — "вмазался на копейку, добирай до рубля". Такой подход, понятно, полностью противоречит православным понятиям о покаянии, согласно которым человек, согрешив, должен покаяться, а не продолжать жить греховно.

          Также становится понятно, почему архиепископ Марк взялся возглавить учрежденную октябрьским Собором "Комиссию по единству Русской Церкви", как называет ее епископ Амвросий. Став во главе этой Комиссии, он сможет много сделать в деле сближения нашей Церкви с МП, "подключить" ее к экуменическому движению и пр., "своя рука — владыка".

          В заключение попытаемся еще раз понять причины такого поведения "нашего" епископата. Кое-что на эту тему было сказано в статье "РПЦЗ и Новый мировой порядок". Еще одна причина — принимать желаемое за действительность. Здесь то же, что происходило во Франции в 1945-46 гг., когда русские эмигранты, воспринявшие победы Красной Армии над Германией за победы РУССКОГО оружия над исконным врагом РОССИИ — немцами, становились членами "Общества советских патриотов". То, что, хотя эти победы и были достигнуты РУССКИМИ РУКАМИ, воспользовались ими те же чекисты, которые стреляли их в 1920-е годы, перекрасившиеся в РУССКИХ патриотов, они не рассмотрели в угаре своих мечтаний. Убедив себя в реальности этого миража, они толпами брали советские паспорта и ехали "на Родину". По приезде туда, как и следовало ожидать, их "без пересадки" везли в Гулаг. На эту тему совсем недавно вышел очень реалистичный фильм "Восток-Запад". Его очень полезно посмотреть всем, кто мечтает о "воссоединении" с "Матерью-Церковью" в любой форме — будь то "широкая автокефалия" (наиболее вероятный вариант) или полное слияние. Можно предположить, что МП готова дать "нашим" архиереям ОЧЕНЬ широкую автокефалию: ведь в этом случае они добьются исполнения 80-летних чаяний и надежд своего гебешного начальства — уничтожения ненавистных "карловчан", в течение всего ХХ века служивших живым свидетельством их неправды.

          Сейчас происходит то же самое. Сегодня, правда, наши епископы и то духовенство, которое по наивности последует за "своими" архиереями, в ФИЗИЧЕСКИЙ Гулаг не поедут. Их отправят "всего лишь" в Гулаг ДУХОВНЫЙ. Но не будем желать им "счастливого пути" и "ангела спутника", а помолимся за них.

П. Будзилович,
20 мая 2001 г.