САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Деяния Архиерейского Синода  arrow Деяния Архиерейского Синода  arrow 17/30 июня 1922 г. Протокол заседания Российского Заграничного Синода и Церковного Совета

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

17/30 июня 1922 г. Протокол заседания Российского Заграничного Синода и Церковного Совета PDF Напечатать Е-мейл

Протокол заседания

Соединенного присутствия

Российского Заграничного Синода и Церковного Совета

 

17/30 июня 1922 г.

 

По благословению Святейшего Всероссийского Патриарха, высшее Русское Церковное Управление в соединенном присутствии Российского Заграничного Синода и Церковного Совета при участии прибывшего в Сремские Карловцы Архиепископа Пол­тавского и Переславского Высокопреосвященнейшего Феофана имели суждение: по указу Священного Синода Всероссийской Православной Церкви, от 22 апреля / 5 мая с.г. за № 348 об упразднении Высшего Русского Церковного Управления заграницей.

На основании бывших суждений ПОСТАНОВЛЕНО: Со­храняя полное послушание Святейшему Патриарху и его Священ­ному Синоду, Высшее Церковное Управление готово прекратить свою деятельность и ликвидировать себя при первой возможности. Но, чтобы исполнить решение Патриаршего Синода, ему не­обходимо иметь некоторые дополнительные указания в форме Указа Патриарха и его законного Синода, ибо никогда решений самозваного учреждения, именующего себя «Высшим Церков­ным Управлением в России» и возглавляющего его епископа Анто­нина Высшее Русское Церковное Управление заграницей призна­вать не будет, считая это учреждение не только незаконным и некомпетентным, но даже чуждым Православной Церкви, а членов его лишенными священного сана (Правило 14 и 15 Двукратного Собора). Что же касается до настоящего Указа, то хотя он носит на себе явные признаки того, большевицкого насилия, которое толь­ко и могло быть причиною его составления, то сохраняя свое зна­чение в глазах членов Высшего Заграничного Церковного Управ­ления, он все же нуждается в дополнительных указаниях Святейшего Патриарха и Его Синода, без коих Церковное Управление за границей лишено физической возможности его провести в жизнь и ликвидировать себя, а именно:

Указ Святейшего Патриаршего Синода, вручая управление за­граничными приходами митрополиту Евлогию, не дает указаний о дальнейшем положении заграничных русскихепископий, нахо­дившихся, как и сам митрополит Евлогий, в подчинении Высшему Церковному Управлению. Священный Синод, по-видимому, и не знает о существовании их, а при каждой из них и епископских советов и казны. Это видно из того, что в указе допущено выраже­ние: «Митрополит Евлогий тем же управлением назначен заведую­щим всеми заграничными приходами», так что собственно управ­ление не имело определенной деятельности. На самом же деле митрополит Евлогий Высшим Церковным Управлением назна­чен был управляющим русскими православными заграничными церквами в 3ападной Европе и в этой должности утвержден он Святейшим Патриархом «ввиду состоявшегося назначения митрополита Евлогия на эту должность Высшим Церковным Управ­лением за границей указом Священного Синода от 6 марта 1921 г. за № 424. А Юго-Восточная Европа, т.е. Балканский полуостров, затем Палестина, Северная Африка, Китай, Япония, Южная Аме­рика и Полоса отчуждения Восточно-Китайской железной дороги,Харбинская область не имели к Западно-Европейской епархии никакого отношения, но состояли наравне с нею в подчи­нении Высшему Русскому Церковному Управлению заграницей, получая от него распоряжения (например, назначение архиепис­копа Харбинского и епископа Шанхайского) и поддерживали его казну. Сверх того, существует в условиях самостоятельной, как бы походной епархии, Управление военным и морским духовенством, возглавляемое епископом и получающее определенный кредит от Главного командования Русской Армии. Епископий же русские существуют на Балканах следующие: в Сербии, в Болгарии, в Тур­ции и в Греции, всего 5 епископий, основанных по благословению Святейших Патриархов и епископских Синодов, как и самое Высшее Русское Церковное Управление заграницей, так что нахо­дим в подчинении себе 9 епископий в трех частях света, да еще в 4 -и, т.е. в Африке, несколько приходских общин. Само же Церковное Управление заграницей еще до получения возможнос­ти доложить о своем возникновении Святейшему Патриарху Все­российскому, добилось утверждения сперва от Вселенского Пат­риарха, а затем от Патриарха Сербского.

Казалось бы, что, существуя по благословению трех Патриар­хов, Высшее Русское Церковное Управление должно получить раз­решение на свою ликвидацию и от всех названных глав Поместных Церквей, и посему вопросу оно ожидает указаний, как равно и о том, должно ли оно передать митрополиту Евлогию свои полномо­чия над перечисленнымиепископиями и епископами или послед­ние вовсе упразднить.

Затем, Высшее Русское Церковное Управление, сорганизо­ванное сперва на Южном Русском Церковном Соборе (в Ставро­поле-Кавказском), а окончательно Всезаграничнымрусским Пра­вославным Собором в Сремских Карловцах по типу Всероссий­ского Патриаршего Синода (организованного Всероссийским Церковным Собором в 1917-1918 г.г.) и состоящее из лиц выборных, заведующее казной, которую собрали и продолжают собирать русские православные христиане по статуту, утвержденному тем же ВсезаграничнымСобором, является в тех своих актах, которые вменяются ему в вину (послание о восстановлении монархии и притом из Династии Романовых и Послание к Генуэзской Конференции о непризнании советского правительства), является орга­ном исполнительным, ибо и то, и другое мероприятие было поста­новлено Собором, а потому и ликвидация названного Управления должна произойти не иначе, как по утверждении ее собором с ука­занием о том, куда должны быть направлены средства и денежные сборы по приходам, тем более, что кроме всего прочего Высшее Русское Церковное Управление является высшим церковно-судебным учреждением для судебных и бракоразводных дел, коих на­считывается значительное число.

Затем, почитая волю Святейшего Патриарха и его Священного Синода для себя обязательной, Высшее Русское Церков-ное Управление считает также своим долгом упомянуть о том, что решение Его Святейшества связано с неосведомленностью о событиях, происходящих вне Советской России.

Таково и единственное обвинение в непослушании окружному Посланию Святейшего Патриарха от 25 сентября 1919 г, которое должно было быть понято Высшим РусскимЦерковным Управ­лением заграницей в том смысле, в каком его истолковало прежнее Крымское Церковное Управление, получившее сие послание. То управление постановило, что помянутое послание, судя по его смыслу, имело касательство только к жителям советской России, удерживая их от бессильных восстаний против советской власти, во избежание бесцельного кровопролития. Сама же эта власть в пред­шествовавшем послании (февраль 1918) Его Святейшеством на­звана безбожной, а ее агентов и участников в гонениях на Церковь то, первое послание предает проклятию, каковому Высшее Церковное Управление в мае сего года, подвергло противников Святейшего Патриарха Тихона, т.е. епископа Антонина и его при­верженцев, о чем и уведомило Православных Патриархов и прочих глав Церквей и государств, как православных, так и инославных.

Указ Святейшего Патриарха признает послание Карловацкого Собора не имеющим канонического значения, но такое значе­ние имеют лишь те послания и постановления, которые утверждены Вселенскими Соборами, а свои постановления Карловацкий Собор считает имеющими только пастырское и церковно-распорядительное значение, причем никто не претендовал на то, что ре­шение Собора «выражает собою мнение всей Российской Церкви», как значится в указе, а только - мнение православной эмигра­ции.

Все это Высшее Русское Церковное Управление загра­ницей выясняет не для опорочения указа, а приводит последние эти соображения для оправдания себя самого и заключает свое по­становление таким положением. - Указ Его Святейшества, вручая Преосвященному митрополиту Евлогию управление загранич­ными приходами, предлагает ему представить на утверждение Святейшего Патриарха и его Синода проект дальнейшего управ­ления ими. Ясно, что таковые соображения получат законную си­лу лишь по утверждении их Святейшим Патриархом и его Священным Синодом и Высшим Русским Церковным Сове­том, а до того времени Русское Церковное Управление, следуя смыслу сего самого указа, не имеет даже права и возможности пре­кратить свою деятельность и остается в прежнем своем виде впредь до получения ожидаемого утверждения Его Святейшеством на бу­дущем докладе митрополита Евлогия и определенных распоря­жений по вышеприведенным запросам, каковым распоряжением оно, конечно, беспрекословно покорится.

 

Председатель Высшего Церковного Управления

Члены Синода

Члены Церковного Совета

 

Секретарь Высшего Русского Щерковного управления Е. Махароблидзе

 

Сербия. Сремские Карловцы

 

ГА РФ. Ф.6343. Оп. 1. Д.4. Л.8-10 об. Заверенная копия. Рукопись.