САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Проповеди arrow Aрхиепископ Аверкий: Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

36935256_bible_smiley
Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

Aрхиепископ Аверкий: Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь Е-мейл

"Радуйся, Радосте наша, покрый нас
от всякаго зла честным Твоим омо-
фором".
(Из акафиста Покрову Пресв.
Богородицы).

 

 

 

 

 

Приближается великий и радостный, столь утешительный для каждого верующего сердца, праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1-го октября по нашему православному календарю (14-го октября по новому стилю). «Великим» этот праздник стал только у нас в России. Почему?
Да потому, что ни одна страна в мiре не ощущала над собой так явственно Покрова Божией Матери, как наша Россия, хотя еще раньше и древняя Византия считала Божию Матерь своей покровительницей, что нашло себе отражение во многих, употребляющихся у нас доныне церковных чтениях и песнопениях.
«Дом Пресвятыя Богородицы» — так дерзала именовать себя наша Родина — Святая Русь. И это наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни нашего народа были так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, Которая не раз спасала его от гибели, что Россия наша действительно была как бы домом Ее, в коем Она постоянно обитала, защищая его от нападений врагов. — «Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за «Дом Пресвятыя Богородицы» — таким радостным восклицанием встречал народ св. князя Александра Невского при возвращении его домой после блистательной победы над ливонскими рыцарями.

— «Православные люди! похотим помочь Московскому Государству — не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за Русскую Землю, за «Дом Пресвятыя Богородицы!» — так взывал Косьма Минин-Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение Отечества. Невозможно исчислить все отдельные случаи чудесной помощи Божией Матери русским людям, и всему русскому народу в целом.

Но стыдно не знать нам хотя бы о самых главных и поразительных случаях. Таковы, например, спасение России от нашествия страшного азиатского завоевателя Тамерлана в 1395 году, по слезным всенародным молитвам русских людей перед великой исторической святыней русского народа — чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, а также — избавление России от ужасов Смутного Времени в 1612 году по молитвам перед другой великой святыней — чудотворной иконой Божией Матери Казанской.
Свое незримое, но весьма явно ощутимое присутствие на Русской Земле Пречистая Матерь Божия являла чрез многочисленные чудотворные иконы, которых у нас в России было так много, как больше нигде. Отчего же постигло тогда Русскую Землю такое страшное бедствие? Ясный ответ на это дает наш великий российский светильник Епископ Феофан, Вышенский Затворник.

 «Следует наказать нас», — пишет он в одном из своих писем: «пошли хулы на Бога и на дела Его гласныя. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас: ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас (Собр. пис. вып. 7, стр. 206). Вот и причина страшного кровавого бедствия русской революции: не захотели мы, чтобы Родина наша была «Домом Пресвятыя Богородицы», а потому и лишились Ее покрова и заступления.

Но мы все же веруем, что эти страдания попущены Богом русскому народу промыслительно, что Матерь Божия не отступила от нашего русского народа, за его тяжкие грехи, окончательно, что не предаст Она его в бездну падения его, но пошлет ему избавление, как во времена древние, когда обратится он к Ней со слезами покаяния: «Владычице, помози на ны милосердствовавше, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы».
Что это так и что Пречистая Матерь Божия не отняла совсем Своего покрова над Русской Землей, об этом свидетельствует чудесное явление в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года последней нашей чудотворной иконы — Божией Матери Державной. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь.

Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землей, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, естественно порожденные его неистовым беснованием, и терпеливо ждет, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу...

Весьма знаменательно и то, что и «в изгнании и разсеянии сущих» русских людей Пречистая Матерь Божия не оставила без чудесного символа Своего покрова и заступления, в виде весьма древней исторической святыни — чудотворной иконы Знамения Курской-Коренной, с самого начала ушедшей с нами заграницу, от которой мы столько видели дивных знамений и чудес, особенно во время ужасов этой Второй мiровой войны.
Итак: единственный путь спасения для нашей Родины-России и для всех нас, православных русских людей, — это возвращение на наш исконный, многовековой исторический путь: возвращение наше в безумно-покинутый нами «Отчий Дом», который есть одновременно и «Дом Пресвятыя Богородицы». Что же?

Каемся ли мы по-настоящему? Обращаемся ли мы к Богу искренно и нелицемерно, всей душой, как это сделал блудный сын евангельской притчи? Стремимся ли мы загладить наш страшный, преступный грех хулы на Бога и на Пречистую Матерь Божию? Ярким символом нашего покаянного обращения к Богу и к Покрову Божией Матери является для нас, православных русских людей, заграницей, наша принадлежность к Русской Зарубежной Церкви, которая одна только теперь может дать и благодатные силы для такого покаянного обращения и для его закрепления. Вот почему мы должны так беречь нашу Русскую Зарубежную Церковь, не допуская какого-либо ее ущербления или уклонения на «иные пути»
К сожалению, это не все достаточно ясно понимают и не все правильно и полно оценивают все великое значение существования нашей Русской Зарубежной Церкви, даже из числа принадлежащих к ней.  Для чего существует наша Русская Зарубежная Церковь, столь одинокая духовно в современном мiре? какова ее идеология, делающая ее такой одинокой?  

Существо идеологии Русской Зарубежной Церкви состоит в полном и безкомпромиссном неприятии того мiрового Зла, которое широко разлилось сейчас по всему лицу земли и подчинило своей власти, в большей или меньшей степени, уже все стороны жизни людей, не исключая и религиозной, церковной. Богоборческий марксо-коммунизм, или большевизм, борьбу с которым ставят себе главной задачей все национально-настроенные русские люди-патриоты, является всего лишь одним из детищ, злым порождением этого «мiрового зла». Бороться только с ним это значит — рубить ветви, не замечая ствола и корня, их породившего и их питающего.

К сожалению, многие у нас видят только эти ветви, оставляя без внимания ствол и корень. Мало того: этот коренной источник «мiрового зла» представляется некоторым вполне безобидным, к нам и нашей Церкви будто бы даже благожелательным, и многие у нас готовы даже искать в нем опоры для себя и поддержки в борьбе с коммунизмом. Какая жалкая наивность!.. если только не сознательное предательство! Давно пора все это понять и осознать!
Мешает этой необходимой зрячести и ясному сознанию более всего материальная зависимость и потеря на этой или на другой почве духовной свободы.  Вот почему, наша Русская Зарубежная Церковь должна дорожить превыше всего своей духовной свободой — той свободой, которую даровал Своим верным Основатель Церкви — Христос. Безцельно, безсмысленно и ненужно существование нашей Русской Зарубежной Церкви, если она, поддавшись льстивым и вкрадчивым речам или иным каким-либо искушениям и соблазнам, не дай Бог, потеряет свою духовную свободу, как потеряли уже ее многие современные поместные церкви, сделавшие себя сознательным или безсознательным орудием «мiрового зла», в том или ином его выражении или преломлении.

«Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится: вон выбрасывают ее» (Лук. 14, 34-35).  Так и Церковь — уже не Церковь, если Она вступит в какой-либо союз или заключит какой-либо компромисс с «мiровым злом»! Вот потому-то мы и должны самым тщательным образом беречь нашу Русскую Зарубежную Церковь от всякой даже косвенной прикосновенности к «мiровому злу», через неосмотрительное общение наше с церквами, поработившими себя этому злу в большей или меньшей степени.

Русская Зарубежная Церковь безценно дорога нам, но лишь постольку, поскольку она действительно остается законной преемницей прежней Российской Православной Церкви — неизменной и верной хранительницей Богопреданного Апостольского учения веры и благочестия, ревнительницей отеческих преданий и Священных канонов и всех благочестивых заветов и традиций Святой Руси.
Священным лозунгом нашей Церкви являются слова великого исповедника Православия Святителя Афанасия, Архиепископа Александрийского: «Мы должны служить не времени, а Богу».

Посреди всеобщего, повального, ставшего уже стихийным движения: «Вперед! вперед! к Антихристу!» (хотя бы это и не высказывалось так открыто!) — для нас, членов Русской Зарубежной Церкви, остается в своей полной силе вековечный лозунг истинной Христовой Церкви: «Стойте... неподвижни пребывайте!» (см. «О Православии с предостережениями от погрешений против него» — слова Епископа Феофана, стр. 7). Почему так? «Человеческия учения», пишет тот же святитель Феофан: «все стремятся к новому, растут, развиваются, и естественно, ибо они не имеют истины, а только ищут ее.

И пусть ищут, если только найдут что прочное. Для нас и истина и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие ея» (см. там же). Вот почему нам совершенно не по пути ни с какими «модернистами» и «экуменистами».

Наши взоры должны быть устремлены не «вперед», а «назад» — к земной жизни Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, к проповеданному Им на земле девятнадцать веков тому назад Божественному учению, к Его искупительному подвигу, преславному Воскресению из мертвых и Вознесению на небеса, к великому событию Сошествия Святого Духа, к Апостольской проповеди, к славному мученическому воинству, к Святым Отцам и Учителям Церкви, законоположникам истинной Веры, к преподобным подвижникам, этим «ангелам во плоти», а для нас, русских, — и к идеалам Святой Руси...

«Впереди» для нас — только все ширящееся, по предречениям Слова Божия и Святых Отцев Церкви, «Отступление» и венец его — Антихрист, о близком приходе которого теперь уже столь многие так откровенно высказываются и проговариваются, а за ним — светлое торжество нашей Веры: Страшный Суд, вечные мучения грешников и вечное блаженство праведников. Вот — наша идеология, вот подлинное (без лукавства и обмана) православное мiросозерцание, которого должна держаться вся наша Русская Зарубежная Церковь, дабы оправдать свое существование на земле и дабы не сделаться «солью обуявшей».
Кто думает иначе, кто настроен уже так, чтобы «идти в ногу со временем», тот, следовательно, уже вступил в какой-то компромисс с «мiровым злом», ведущим к Антихристу, тот уже не член нашей Русской Зарубежной Церкви, хотя бы формально он и продолжал принадлежать к ней.

Для нас всех, православных русских людей, путь один — путь покаянного обращения к Богу, к Пречистой Матери Божией, перед Которой мы так тяжко согрешили, после того как столько времени пользовались Ее дивным заступничеством и покровительством, и путь хранения чистой и незапятнанной каким бы то ни было соглашательством с «мiровым злом» нашей Русской Зарубежной Церкви, в которой одной только мы можем почерпать теперь все необходимые нам силы «яже к животу и благочестию».
Пресвятая Богородице, Заступнице Усердная рода христианского, помогай нам

Aрхиепископ Аверкий.