arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

Пасхальное послание митрополита Антония Храповицкого. 1922 год. PDF Напечатать Е-мейл
Блаженнейший митрополит АНТОНИЙ (Храповицкий)

Пасхальное Послание 1922 года


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

Любезные во Христе братья, русские и все православные христиане!

Настал благодатный день Воскресения Христова, когда крепнет наша вера, умножается надежда, сияет святая любовь. В сей день даже злые становятся добрыми, завистливые радостными, унывающие утешенными. А те, которые и раньше были крепко веующими и братолюбивыми, те исполняются днесь умиленным восторгом и желают обнять весь мир и расцеловать даже тех, кого еще вчера считали своими врагами...

Так и мы воспеваем в церкви: «Воскресения день и просветимся торжеством, и друг друга обимем. Рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Заметьте возлюбленные братие, что такая благодатная радость в день Святой Пасхи, такой духовный дар от Бога подается только православным христианам. Другия веры, даже те, последователи которых также называют себя христианами, например римско-католики, греко-католики, протестанты, хотя тоже почитают праздник Воскресения Христова, ничего подобнаго не испытывают, а спарвляют также, как и все прочие праздники.

Только одни русские и прочие православные христиане исполняются благодатной радостью, любовью и всепрощением в этот святой и великий день. И в этом ты можешь усмотреть правоту нашей веры, истинность нашей Церкви.

Когда за 50 или 100 лет до Св. Владимира в Киев пришел из Царьграда православный проповедник и доказывал людям святость Евангелия, то наши языческие предки сказали ему: «Мы сердцем чувствуем, что ты говоришь правду, но, если эта книга от Бога, положи ее в огонь; если она не сгорит, то мы уже вполне уверимся в твоей проповеди и примем крещение». Помолившись проповедник положил св. Евангелие в огонь и Оно осталось неповрежденным, даже ленточки, вложенные в Него не загорелись.

Вот и теперь, если нас спросят: чем вы можете доказать превосходство и истинность православной веры, то отвечайте вопрошающим: приходите в нашу церковь в ночь Святой Пасхи, когда прославляется победа Христа над ложью иудейской, над смертью, на которую мы осуждены за грех праотца Адама и за свои грехи, приходите послушать пасхальное пение, приходите посмотреть на лица молящихся и вы увидете на них отражение благодати Христовой, увидете, какой явный благодатный дар посылается в сердца верующих, как очищается в сей день их души от грехов и как исполняются на них слова из поучения Св. Иоанна Златоуста, которое читают на утрене: « Вси насладитися пира веры, вси восприимите богатство благости! Никто же да рыдает (своего) убожества, всем бо нам явмся общее царство, никто же да плачет (своих) прегрешений, прощение бо нам от гроба возсия; никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть».

Откуда же эта радость, которой мы сподобляемся в ночь Святой Пасхи? Это, братие христиане, дар Божией благодати, изливающейся в сердца наши прямо от Бога. Господь наш в сей день, когда Он открыл рай Своим воскресением, дает сынам Церкви отчасти вкусить ту самую радость, которой сподобляются в раю спасенныя души. Вот сей-то явный чудотворный дар Божий, сия небесная радость, давемая чадам Церкви и не даваемая еретикам и отщепенцам есть явное доказательство правоты нашей Церкви православной, как учили Св. Отцы, кому Церковь не мать, тому Бог не отец.

Знаете ли, что многие иноверцы – лютеране, латыняне и агликане, зайдя в наш храм в ночь Св. Пасхи говорят: «Здесь мы видим, что Божия благодать у православных: так радоваться о Христе могут только чада истинной Церкви, которая источает им благодать от Господа». И нередко бывает, что посетив нашу пасхальную утреню и литургию, иноверцы принимают православную веру, как это было при Св. Апостолах, когда неверующий, войдя в собрание молящихся и пророчествующих христиан, таке проникался верою и говорил: «Истинно с вами Бог» (Кор. 14, 14-25).

В эти святые дни мы – друзья Христовы и не воздаем Ему рабскаго поклонения, как католики, униаты и протестанты, но полною благодатною радостью славим Его воскресение, как сыны, исполняясь любовию друг к другу, как братья трижды целуемся во уста со всеми знакомыми, говоря: «Христос Восресе! Восистину Воскресе!» Также привествует и священник христиан, когда кадит на них и когда осеняет св. Крестом в дни Св. Пасхи.

Да, в этот день с нами Бог и мы с Богом, не как осужденные рабы, а как Христовы братья. Вот почему еще на Первом, а потом и на Шестом Вселенских Соборах воспрещены коленопреклонения и земные поклоны от дня Св. Пасхи до вечерни Св. Пятидесятницы, ибо в сей день Христос назвал верующих не рабами, а братьями Своими, сказав Марии Магдалине: «Иди же к братиии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему». А еще яснее сказал двумя днями раньее, отходя на свои спасительные страсти: «Я уже не называю вас рабами» далее: «Но Я называю вас друзьями,... потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15, 15).

Но ныне наста время всех освящающее и должно всем впавшим в сети обмана, расторгнуть сии сети и возвратится под сень истинной Православной Церкви.

Правда, русские люди, учившиеся в полухристианской современной школе мало сознавали спасительную силу принадлежности нашей к Св. Церкви, а ценили только отвлеченные верования. Ныне изгнание в чужия страны открыло глаза многим: «ныне наста время всех освящающее». Мы поняли только, что живое действительное общение с небом имеет только Православная Церковь, которая в день Св. Пасхи глаголом Св. Иоанна Златоуста зовет нас на духовную трапезу «Трапеза исполнена, насладитеся вси, телец упитанный, никто же изыдет алчай». Далее: «Воскресе Христос и падоше демони, воскресе Христос и ликуют Ангели, воскресе Христос и мертвый ни един во гробе». Идем же к Нему из горобов грехов наших и маловерия. К Нему! «Ему возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею и сделавшего царями и священниками Богу и Отцу Своему , слава и держава во веки веков. Аминь» (Апок. 1, 5-6).

1922 г.