САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 1936-1964 гг. митр. Анастасий arrow 4. митр. Анастасий arrow Доклад митрополита Анастасия Архиерейскому Собору РПЦЗ 1956 года

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

Доклад митрополита Анастасия Архиерейскому Собору РПЦЗ 1956 года PDF Напечатать Е-мейл
АРХИЕРЕЙСКОМУ СОБОРУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ Председателя Архиерейского Синода ДОКЛАД «Жизнь Русской Православной Церкви Заграницей за междусоборный период 1953-1956 годов». ЖИЗНЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ за междусоборный период 1953-1956 годов.
АРХИЕРЕЙСКОМУ СОБОРУ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
Председателя
Архиерейского Синода
ДОКЛАД
«Жизнь Русской Православной Церкви Заграницей
за междусоборный период 1953-1956 годов».
 
ЖИЗНЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
за междусоборный период 1953-1956 годов.
Обозревая жизнь Зарубежной Церкви за междусоборный период, мы с благодарностью Всевышнему не можем не заметить, что она не переставала расти и укрепляться, чему немало способствовал Архиерейский Собор 1953 года. Собор этот, вслед за предыдущим, внес больше устойчивости и порядка в развитие нашей Церкви, хотя и не мог устранить всех тех трудностей, какие связаны часто с самими условиями нашего зарубежного существования.
О росте нашей Церкви за истекшие три года можно судить по числу приходов. За эти годы по спискам прибавилось 54 прихода по разным странам. Конечно, далеко не все эти приходы крепки, иногда это только небольшие общины, не имеющие своего храма и обслуживаемые священниками соседних приходов. Но все-таки это внушительная цифра, свидетельствующая о том, что наша Церковь не остановилась в своем развитии, а укрепляется и растет. Общее число наших приходов и общин теперь 379, не считая Иерусалимской Миссии и монастырей.
Для нас особенно важно дальнейшее укрепление и развитие наших приходов в Северной Америке, стране, где имеет пребывание наш центр и где разселено наибольшее число нашей паствы.
Если в 1953 г. мы отмечали удвоение числа наших приходов в Сев. Америке за трехлетие с 1950 г., то теперь новых приходов открыто не так много, в значительной мере вследствие недостатка у нас духовенства. Однако, рост как числа приходов, так и умножение числа прихожан  не прекращались. В Северо-Американских епархиях, не считая Канады, число приходов за шесть лет умножилось на 48, а с1953 г. – прибавилось 8 приходов. Многие священники, значившиеся в 1953 г. сверхштатными при других церквах, теперь возглавляют приходы, иногда уже ставшие крепкими и имеющие собственные храмы в нарочитых зданиях. Если в 1950 году было 104 человека духовенства в Сев.Америке и Канаде, то ныне их числится на 80 человек больше.
За истекший период была образована новая Чикагская епархия, во главе которой с титулом Чикагского и Кливлендского с февраля 1954 года поставлен Архиепископ Григорий. Епархия эта образовалась из приходов преимущественно Восточно-Американской епархии, а частично – Детройтской, которая теперь охватывает только церкви в штате Мичиган. Такое мероприятие в значительной степени вызывалось тяжелой хронической болезнью Высокопреосвященнейшего Архиепископа Иеронима, который одно время совсем не был в состоянии работать после постигшего его удара. Архиепископ Григорий уже дал своей новой епархии стройную организацию, несмотря на все трудности, стоявшие на его пути.
С переводом Архиепископа Григория в Чикаго на его прежнее место в Монтреаль был перемещен Преосвященный Архиепископ Пантелеимон, а в Эдмонтон был назначен Преосвященный Виталий.
Истекшие годы в Северо-Американских епархиях прежде всего отличаются большим храмоздательством.
За это короткое время, например, только в районе вокруг Нью Иорка построен храм в Ново-Дивееве, приобретен храм во Флашинге. Подальше от Нью-Йорка строятся храмы в Сиракузах, приобретено свое помещение в Ред-Банк. В Чикагской епархии закончен построением прекрасный храм в Кливленде, приобретены здания и отделаны храмы в Мильвоки и Сан Поль близ Миннеаполиса. Вместе с тем укрепляется и юридически-каноническое положение приходов, в большинстве случаев руководствующихся Нормальным Приходским Уставом и проведших свою инкорпорацию. Приходы по-прежнему расположены преимущественно на восточном и западном побережьях, но все-таки имеются таковые и в средней и южной части Соединенных Штатов. Оттуда усердным трудом протоиерея Александра Черная миссия распространилась и в Мексику, где образовался приход, к сожалению, все еще не имеющий постоянного священника и обслуживаемый периодически приезжающим туда протоиереемА.Чернай.
На прошлом Соборе отмечалось, что Восточно-Американская епархия взяла на себя главную заботу по сбору средств на содержание Архиерейского Синода, регулярно представляя нам по 500 долларов в месяц. За истекшее время с укреплением епархиального административного аппарата в Восточно-Канадской епархии и в Чикагско-Кливлендской епархии они стали представлять свои сборы непосредственно в Архиерейский Синод. Преосвященнейший Григорий значительно поднял уровень аккуратности в представлении сборов из Чикагско-Кливлендской епархии, как ранее он поднял уровень в Восточно-Канадской епархии.
В Западно-Американской епархии надо отметить успешно идущие сборы на построение новых соборов – в Сан Франциско и Лос Анжелосе, поскольку существующие до сих пор там храмы не вмещают всех богомольцев. Жизнь в епархии проходила мирно, за исключением прихода в г. Сеаттле, где возникли нестроения, требовавшие вмешательства не только епархиальной власти, но и Архиерейского Синода по просьбе Преосвященнейшего Архиепископа Тихона. Нас радует постановка школьного дела в этих городах и особенно в Сан Франциско,  где русская гимназия при кафедральном соборе поставлена очень серьезно и ротаторным способом издала много учебников, которыми могут пользоваться и школы в других городах. Из других школ надо отметить по серьезности постановки делаИоасафское училище у о.А.Склярова в Бруклине.
Число говеющих несомненно растет, как и увеличивается число богомольцев, приезжающих в наши обители – Св.Троицкую, Новую Коренную Пустынь и Ново-Дивеево. Растет и число богомольцев к строящемуся Св.Владимирскому храму-памятнику близ Кассвиля.
Однако, благодаря недостатку духовенства, мы не могли открыть больше приходов, хотя иногда и открывалась для этого возможность по расположению русских жителей того или иного места.
Жизнь в Восточно-Канадской епархии проходила за истекший период вполне мирно. Начатая Преосвященным Григорием правильная организация продолжена Преосвященнейшим Пантелеимоном. Равным образом мирно протекала и жизнь Западно-Канадской епархии, в которой важным событием является устроение новой обители при обстоятельствах, в которых нельзя не видеть особое проявление милости Божией. Члены Собора, может быть, помнят, что у нас было опасение осложнений для Западно-Канадской епархии в отношении недвижимого имущества, записанного на имя покойного Архиепископа Иоасафа. Синод предложил ему написать завещание об этом имуществе, благодаря чему оно сохранилось за епархией.
По-прежнему большим злом в церковной жизни в Северной Америке является церковное разделение, которое нисколько не ослабело за истекшие годы, а скорее углубилось. Если наш прошлый Собор имел намерение установить какой-то модус вивенди с т.н. Американской Митрополией, то последняя не проявляла подобного же желания. Напротив, на состоявшемся в этом году Соборе под председательством Митрополита Леонтия вопрос о возстановлении церковного единства или даже о смягчении разделения вовсе не ставился. Вместо того в печати сообщали о планах создания Всеамериканской автокефальной Церкви, которые получили резкую отповедь со стороны Греческого Архиепископа Михаила. Кроме того, вскоре после нашего Собора 1953 г. Митрополитом Леонтием был принят запрещенный мною в священнослужении игумен Каллист. В возникшей по этому делу переписке я указывал Митрополиту Леонтию на то, что такие акты способны углублять разделение и делают невозможным наше литургическое общение. Однако Митрополит Леонтий остался при своем мнении , говоря, что он не может отказать никому, ищущему убежища под его омофором. Вместе с тем Епископ Иоанн Шаховской продолжал укреплять разделение в Венецуэле и Аргентине, навещая эти страны от времени до времени, а также помещая статьи в газетах с нападками на нас. К сожалению, и с нашей стороны иногда бывали выступления в печати, дававшие повод для обвинения нас в недостатке миролюбия.
В Западно-Европейской епархии тяжелым ударом явилась кончина Преосвященного Епископа Леонтия Женевского, который пользовался большой 
любовью и уважением, будучи надежным и ценным помощником Преосвященного Архиепископа Иоанна. О замещении его у нас будет особое суждение, но нельзя не отметить тут, что, несмотря на свой молодой возраст, он приобретал все больший авторитет как вследствие своей благочестивой жизни и просвещенности, так и по отличавшей его тактичности.
Большой потерей для епархии является также и кончина долголетнего настоятеля Цюрихского прихода протоиерея Давида Чубова.
В Париже в недавнее время в самом городе открыта часовня в память Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Часовня эта привлекает немалое количество молящихся, но, к сожалению, при ней до сих пор не образован правильно организованный приход. Вследствие этого или вследствие других ошибок начавших это дело с похвальной ревностью лиц, преимущественно из молодежи, там возникли некоторые затруднения, исход которых нам еще неизвестен. Важнейшим духовным центром во Франции является Леснинский монастырь, который старается приобрести арендуемое им ныне имение.
Нельзя не отметить расцвет церковной жизни в Брюсселе, где архимандрит Антоний вел особенно ценную работу с молодежью, привлекая ее в большом числе в церковную школу, приучая ее к деятельному участию в богослужении и устраивая летние лагеря. Когда было сделано представление о перемещении его в Австралию, трогательные обращения об оставлении его на месте были получены от молодежи и детей.
Вообще же церковная жизнь в Западной Европе сильно страдает от общей бедности и от недостатка молодой смены.
В Лондоне наш приход очень пострадал от разрушения церкви св. Филиппа. Прихожане не хотели далее делить общий храм с приходом Московской юрисдикции, а англикане дали храм последней. Наш приход до сих пор не имеет достаточно большого храма для совершения богослужений. Наша переписка по этому делу с Архиепископом Кентерберийским не имела успеха. Важным для Лондона духовным центром является недавно образованная там женская обитель Благовещения Пресвятой Богородицы во главе с игуменией Елизаветой. Произведенный по всей нашей Церкви тарелочный сбор в пользу этой обители не дал, однако суммы, достаточной для приобретения ею собственного помещения, в котором обитель очень нуждается.
В Германской епархии наше внимание особенно останавливается на большой работе по ремонту старых наших храмов, в чем оказывает щедрую поддержку Правительство. Так, отремонтирована церковь в Штутгарте и ожидается позолота куполов как там, так и в Висбадене, где торжественно, с участием Правительства и Городского Управления, было отпраздновано столетие храма. Внимание гражданских властей проявилось и в том, что в Баварии введено преподавание Закона Божия православным детям в правительственных школах.
Каждый год в обители преп. Иова устраивались съезды православных немцев и друзей Православия. Съезды эти привлекают все большее внимание, но связаны с большим напряжением для малочисленной и немощной братии обители. Последняя с прежним усердием исполняет свои послушания.
Больным местом у нас, по-прежнему, является в Германии Берлин, ибо у нас до сих пор не находится туда подходящий настоятель. Место это очень ответственное, ибо оно на виду у иностранцев и причиняет большой вред коммунистической пропаганде. Бывший настоятель Мстислав Волонсевич, о необходимости которого я докладывал Собору в 1953 г., опасаясь ответственности перед гражданскими властями за свои безнравственные деяния, перебежал к Советам, был с торжеством принят там и теперь даже возведен в епископское достоинство, невзирая на лишение его сана нашим духовным судом за безнравственные деяния, вызвавшие и преследования его гражданскими властями Западного Берлина. За отсутствием постоянного настоятеля Берлин приходится обслуживать путем периодических посещений священника. При этом посещавший приход о. Кондратьев подвергся угрозам и теперь в Берлин наезжает священник немец.
Положение Австрийской епархии остается таким же печальным, каким оно было во время предыдущего Собора. Там образовано общество, которое зарегистрировано у властей под именем Союза Православных в Австрии под председательством Архиепископа Стефана. В 1954 году в Австрию ездил Преосвященнейший Архиепископ Иоанн и пришел к заключению, что хотя этот Союз по своей структуре и чисто общественная организация, построенная применительно к существующему там закону об обществах, иначе легализовать епархию было нельзя, поскольку государственный закон признает только католическую религию. Нам казалось, что следовало заранее принять меры к тому, чтобы наши церкви были устроены вне лагерей, имея в виду предполагаемое постепенное их закрытие. Однако Архиепископ Стефан сам не желал никогда жить вне лагеря и не находит возможным форсировать переход к другим условиям жизни. Между тем очень много сделавший для помощи нашим беженцам в Австрии Уполномоченный Совета Церквей англичанин г.Фостер указывал нам на опасность существующего положения. Он полагает, что лагеря обречены на ликвидацию, что пособие в Совете Церквей может скоро прекратиться и что тогда наши беженцы могут оказаться без всяких храмов, не имея ни средств, ни привычки для самостоятельного их содержания. Русская эмиграция в Австрии беднее, чем где бы то ни было вследствие крайне неблагоприятных для нее законов об иностранцах, ограничивающих их право на труд. Кроме того, большая часть трудоспособной эмиграции выехала, и осталось немощное большинство в количестве 1500 человек. Вследствие этого епархии и приходам трудно себя содержать, и до последнего времени главным источником их существования было пособие от Мирового Совета Церквей, постепенно сокращающееся. Архиерейский Собор в 1953 г. нашел нежелательным получение пособий от Совета Церквей, признавая нужным постепенно освобождаться от этой зависимости. В Австрии большой проблемой является вопрос о том, как сможет существовать епархия без этого пособия.
Ближайшим образом связаны с Западной Европой церкви в Северной Африке. Они находятся в непосредственном ведении Председателя Синода, но под ближайшим наблюдением Преосвященного Архиепископа Иоанна. В Марокко, где проживает администратор этих общин прот. Митрофан Зноско, церковная жизнь развивается более или менее нормально, хотя двум священникам несомненно трудно было обслуживать всех разбросанных по Марокко чад нашей Церкви. У них наладились очень хорошие отношения с местными греками. При отсутствии в Марокко греческого архимандрита его заменяет протоиерей Зноско. Затруднительно только делается положение русских беженцев по мере того, как власть окончательно переходит в руки арабов. Предвидится закрытие ряда французских учреждений, в которых работали наши соотечественники и, кроме того, растет советская пропаганда. Это обстоятельство сказывается на жизни и церковных общин в Алжире, Тунисе и Египте. В Алжире в церковной общине царствовал по обыкновению мир, но возникла необходимость приобрести в собственность дом, в котором помещается церковь, а это затруднительно при бедности и малочисленности прихожан. В Тунисе и Бизерте прежде всего ощущался недостаток во втором священнике. Кроме того, назначенный туда иеромонах Митрофан, с одной стороны, много сделал, возбудив ревность прихожан к окончанию построения величественного храма, а, с другой, - проявил некоторую неопытность и не справился с некоторыми юридическими проблемами, относящимися к легализации положения общины и владению участком под храмом. Мы предполагали поменять его местами с протоиереем Симеоном Стариковым, но последний ходатайствует об освобождении его от этого послушания, ссылаясь на несоответствие для его здоровья Тунисского климата. В настоящее время в Бизерту поехал игумен Пантелеимон. Надо надеяться, что находясь рядом с Тунисом, он окажет помощь иеромонаху Митрофану. Кроме того, намечается поездка в Тунис юрисконсульта Западно-Европейской епархии.
Прот. С. Стариков, со своей стороны, немало потрудился в Южной Африке, дал правильную организацию приходу в Иоганнесбурге и с успехом совершил миссионерский объезд ряда пунктов, спускаясь до самой южной оконечности Африканского материка. Однако, Иоганнесбург находится на очень большой высоте и, по заключению врача, дальнейшее пребывание там протоиерея СимеонаСтарикова грозит ему серьезными последствиями для его здоровья.
На Ближнем Востоке большие трудности выпали на Бейрутскую общину, оставшуюся без настоятеля после отъезда оттуда окончательно ослабевшего и потерявшего работоспособность архимандритаГермогена. Вр.и. обязанности настоятеля прот. Ипполит Шишлов, человек крайне нервный, с дрожащими руками, занял какую-то особую позицию, игнорируя основателей и главных деятелей общины, давно зарекомендовавших себя с лучшей стороны. Не понимая своего положения лишь как временного возглавителя общины, прот. Шишлов хотел предпринять полную ломку всей наладившейся в течение ряда лет жизни. Для умиротворения общины пришлось посылать туда Начальника Иерусалимской Духовной Миссии архимандрита Димитрия. Однако ни это, ни мои указания не оказывали достаточного действия. Между тем, назначенный  настоятелем иеромонах Спиридон прибыл в Бейрут. Мы особенно опасались последствий промедления с его прибытием вследствие недавней поездки БейрутскогоМитрополита Илии Салиби в Советскую Россию для лечения. Действительно, как он сам говорит, на него там производилось давление. Патриарх Алексий настойчиво просил его добиться закрытия нашей общины. Однако Митрополит Илия отверг это требование и безпрепятственно дал благословение служить иеромонаху Спиридону.
В Тегеране за истекшее время особенных осложнений не было, но приход значительно ослабел вследствие отъезда значительной части прихожан в другие страны. Мирно проходила жизнь также в Александрии и Каире. В Александрии, однако, мы не имеем постоянного настоятеля и его до сих пор заменяет греческий архимандрит, получивший на это благословение Патриарха Александрийского. После того, как в 1954 г. было произведено нападение на архимандрита Аристоклия, он должен был покинуть Каир, и на его место назначен игумен Афанасий.
Отношения с Александрийским Патриархом остаются вполне удовлетворительными, несмотря на то, что он ездил в Москву, и несмотря на то, что мы вынуждены были отказать ему в исполнении одной просьбы. Дело в том, что у Патриарха возникли большие трения с Синодом. Желая выйти из этого положения, Патриарх захотел рукоположить новых епископов и просил нас совершить хиротонию избранных им кандидатов. Однако Синод Александрийской Церкви, со своей стороны, решительно воспротивился этому. Мы сразу же отказались от вмешательства во внутренние дела Александрийской Церкви. Вскоре после отправления нашего ответа Патриарху получили заявление от всех членов Синода, просивших нас воздержаться от участия в хиротониях для Александрийской Церкви. Мы сообщили, что уже отказались от этого и успокоили их, что не намерены участвовать в подобном акте. Впоследствии мы узнали, что Александрийский патриарх с той же просьбой обращался почти ко всем Церквам и, в частности, к Москве, но никто не решился исполнить его желание.
Тяжелое положение в нашей Константинопольской общине.
Год тому назад, при не вполне выясненных обстоятельствах, скоропостижно скончался настоятель общины архимандрит Серафим. Константинопольская Патриархия, не без влияния со стороны настоятеля Афонского Подворья, в котором совершаются наши богослужения, воспротивилась прибытию нового настоятеля. Впрочем, у нас и не было налицо подходящего кандидата. Поэтому мы вынуждены были назначить иеромонаха Иессея вр.и.о.настоятеля общины, должность, для которой он не особенно подходит вследствие своей малой образованности. Вместе с тем, он очень боится отозвания на Афон. Поэтому он противодействует и осуществлению плана продажи или длительной аренды всего Подворья нашей общине.
Иерусалимская Миссия за истекшее время в материальном отношении стала жить значительно легче, чем прежде, ибо увеличились сборы на ее нужды и в Америке, и в Европе. Кроме того, в этом году Миссия получала от жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным, регулярное пособие, которое значительно повысило весь уровень ее жизни, давая, кроме того, возможность и приступить к некоторым особенно нужным ремонтам. Однако есть трудности и в жизни Миссии, главным образом, вызываемые изменением политического положения. Начальник Миссии высказывает опасение, чтоможет произойти признание советов Правительством Иорданского Королевства и что такой акт повлек бы за собой известную опасность для Миссии. В связи с этим мы в настоящее время изследуемвопрос о том, какие меры можно было бы принять для укрепления юридического положения Миссии. К сожалению, архимандрит Димитрий, с таким успехом все эти годы управлявший ею, страдает сахарной болезнью, которая значительно его ослабляет. Мы поэтому рекомендовали ему не пожалеть денег на наем секретаря араба, который помог бы ему в ведении сношений с арабскими властями.
Отношения Миссии с Иерусалимской Патриархией значительно улучшились в последние годы жизни Патриарха Тимофея. Он неоднократно посещал Елеонский монастырь и проявлял разные знаки внимания к Миссии, не считаясь с позицией Московского Патриарха. Трудно сказать, каково будет положение в дальнейшем: многое зависит от того, кто будет избран на Патриарший Престол.
Переходя к церковной жизни в Южной Америке, прежде всего надо сказать несколько слов относительно Венецуэльской епархии, которая доныне остается вакантной. За истекшее время Администратор этой епархии Флор Жолткевич довел до благополучного конца свои хлопоты о правительственном признании нашего церковного управления. Нельзя не признать это большим успехом. Вместе с тем построен и освящен величественный храм в Каракасе. Большим затруднением является недостаток в духовенстве. Осложнением в жизни Венецуэльской епархии является внесение туда церковной смуты иеромонахом Владимиром Гран. Он был выписан туда из Триеста без благословения церковной власти. По прибытии своем он стал немедленно претендовать на занятие должности настоятеля Покровского прихода и совершенно игнорировал о. Администратора. Его анархическое поведение и создание им раскола вынудило меня наложить на него запрещение. Между тем его принял в свое ведение Митрополит Леонтий через епископа Иоанна Шаховского, совершенно не считаясь с его запрещением. Кроме Владимира Грана, принят им в свое ведение протопресвитер Григорьев, находившийся под запрещением за сожительство с посторонней женщиной и находившийся одно время у украинских автокефалистов. При недавнем посещении Венецуэлы епископ Иоанн Шаховской возвел Владимира Гран в сан архимандрита. Имея в виду такой образ действий представителей Митрополита Леонтия, а также легализацию нашей епархии и приходов, протоиерей Флор Жолткевичтеперь уже сам возбуждает вопрос о назначении епископа, и прихожане Св.Николаевского храма, видимо, готовы обратить последний в кафедральный Собор.
Жизнь Чилийско-Перуанской епархии, основанной на последнем Соборе, в значительной степени налажена Преосвященным Леонтием. В Перу по его инициативе и при его деятельном участии построен в короткое время храм, и приход правильно организован на началах Нормального Приходского Устава. Что касается Чили, то там имели место известные осложнения с приходом Казанской Божией Матери. Решение епархиального епископа было обжаловано в Архиерейский Синод, который нашел себя вынужденным его отменить, предъявив, однако, настоятелю прихода некоторые требования, справедливо предъявлявшиеся к нему и Владыкой Леонтием. Крайне обострившиеся отношения между последним и этим приходом и несомненная опасность внедрения и туда епископа Иоанна Шаховского вынудили Архиерейский Синод в качестве экстраординарной меры временно изъять Казанско-Богородичный приход из ведения епархии с непосредственным подчинением его Председателю Архиерейского Синода. В настоящее время отношения несколько смягчились и наблюдается некоторое успокоение. Мы надеемся, что в скором времени там установится нормальное положение.
В Бразильской епархии жизнь за последний год протекала довольно мирно. Однако в 1954 г. там возникли большие осложнения в Индианопольском приходе, внутренние расхождения в котором, начавшиеся еще ранее, побудили Преосвященного Архиепископа Феодосия на Соборе 1953 г. сделать предложение о выделении этого прихода из его непосредственного ведения с временным подчинением его викарию епископу Виталию. Но строптивость настоятеля прихода, протоиерея Самойловича, являвшаяся причиной нестроений, побудила епископа прибегнуть к мерам прещения, в ответ на которые протоиерей Самойлович заявил было о своем переходе к Митрополиту Леонтию. Последний не замедлил его принять. Преосвященный Феодосий, однако, вскоре побудил протоиерея Самойловича покаяться, в то время, как значительная часть прихожан, не желая мириться с его решением, еще до его покаяния учредила второй Св.Сергиевский приход, существующий и доныне, с обслуживанием его братией из Вилла Альпина. Временный порядок этот существовал до отъезда Епископа Виталия. Недавно делегация от этого прихода была у Преосвященнейшего Феодосия, и мы надеемся, что он в скором времени вернется к нормальном положению, непосредственно подчиняясь своему епархиальному Архиерею. Некоторые осложнения возникли в этом году в небольшом приходе в Нитерой близ Рио де Жанейро. В других отношениях жизнь в Бразильской епархии проходит мирно. Затруднение, как и в иных местах, встречается в отношении недостатка духовенства, особенно после того, как епархия понесла потерю в лице скончавшегося протопресвитера Александра Шабашева. Несколько помогло ей в этом отношении прибытие клириков из Китая. Однако отъезд Преосвященного Виталия, переведенного в Западную Канаду, показал Архиепископу Феодосию, что ему нужен помощник в епископском сане, особенно имея в виду его болезнь, которая в этом году надолго приковала его к постели и до сих пор не дает возможности ездить по епархии.
Большая перемена наступила в Аргентине. 13/26 ноября прошлого года скончался после длительной и мучительной болезни Архиепископ Иоасаф и на его место назначен ныне правящий Аргентинской епархией Преосвященный Епископ Афанасий. Длительная болезнь Преосвященного Иоасафа и его безграничная доброта и снисходительность привлекали к нему общую любовь паствы, но, вместе с тем, способствовали ослаблению дисциплины. Преосвященному Афанасию приходится много потрудиться для того, чтобы наладить жизнь епархии. Он уже успел многое сделать. Особенно важно, что он внес в Конгрегацию, в форме которой легализована епархия, те изменения, какие были рекомендованы Собором в 1953 году. Он теперь возглавляет Конгрегацию сам и провел в правление лиц по своему выбору. Епархия получила теперь правильную организацию и в ней возстанавливается дисциплина. Одним из признаков этого является то, что Епархиальное Управление впервые после долгого срока представило в Синодальную кассу некоторые сборы. Трудностей еще много и едва ли не главной является то, что у Аргентинского епископа нет кафедрального собора.
Совершая обзор разных епархий, нам остается сказать несколько слов об Австралийско-Новозеландской епархии, тоже овдовевшей, когда в День св.Георгия Победоносца в прошлом году скончался Архиепископ Феодор. Мы тогда должны были возблагодарить Бога за то, что Архиерейский Собор предусмотрительно назначил ему помощника в лице Епископа Саввы, который сразу мог вступить в управление епархией. Длительная болезнь Преосвященного Феодора, создававшая у него нервное настроение и упадок сил, не могла не отозваться на общем положении епархии. Преосвященному Савве пришлось немало потрудиться, чтобы возстановить правильный порядок, в частности, урегулировать представление сборов на Архиерейский Синод. До своей кончины Архиепископ Феодор был утешен завершением постройки кафедрального Собора в Сиднее, где он и похоронен. Ныне Преосвященный Савва особенно озабочен устроением мужского монастыря на земле, пожертвованной его протодиаконом Гришаевым. Проявляя большую энергию в устроении епархиальных дел, Преосвященный Савва не перестает требовать от нас скорейшей присылки ему помощников в лице архимандрита Антония (Медведева) и игумена Серафима. Он хочет их обоих видеть своими викариями, но, в крайнем случае, готов и на то, чтобы один из них приехал и не в епископском сане. В письмах своих по этому вопросу Преосвященный Савва проявляет большую настойчивость.
Наша Миссия в Трананкоре во главе с архимандритом Лазарем не достигла заметного успеха. Епископы Сирийской Церкви не прочь были бы соединиться с нами, но не отступая от своих позиций, признавая только три Вселенских Собора и продолжая почитать Диоскора святым. Что же касается нашей Американской Миссии, то надо признать, что ее работа тоже завяла после того, как Архиепископ Иаков проиграл процесс против взбунтовавшихся против него клириков. Выяснившиеся при этом обстоятельства показали, что Архиепископ Иаков не сообщил всех данных о себе полностью перед хиротонией и что исповедовавший его как ставленника архимандрит Лазарь упустил предъявление ему некоторых вопросов, относящихся к определению его правоспособности. После судебного разбирательства этого дела в Архиерейском Синоде решено было уволить Архиепископа Иакова на покой с правом совершения богослужений только келейно. Он, конечно, был очень подавлен таким исходом и совершенно прекратил всякую работу.
Нельзя не остановиться на развитии Св.Владимирского движения молодежи. Собор 1953 года дал ему известный толчок вперед. Кроме того, Архиерейским Синодом был выработан Устав Св.Владимирских Кружков, который сочетает наблюдение церковной власти в лице духовных руководителей с самодеятельностью молодежи. Последняя таким образом приучается к подлинно православной общественной работе. Само собою разумеется, что работа эта сопряжена с многими трудностями. Тем не менее Св.Владимирские кружки увеличились в числе и в них создается известный кадр преданных своему делу тружеников.
В настоящее время в кружках состоит около 350 человек. В помощь Преосвященному Аверкию, как Главному Духовному Руководителю, назначен протоиерей Сергий Щукин.
За истекшее время усилилась помощь нуждающимся из нашего Благотворительного Фонда. Последний составляется преимущественно из нарочитых сборов и в небольшой части из отчислений от поступлений в благотворительные отделы при отдельных приходах. Надо отметить энергичную деятельность Фонда памяти о. Иоанна Кронштадтского и пожелать, чтобы благотворительные нужды получили больше отклика в наших приходах, ибо нужда остается большой и мы не знаем, какие размеры она может еще принять в будущем в том или ином месте.
Обращаясь к тем нуждам, которые больше всего испытывает наша Церковь, мы можем сказать, что средства Архиерейского Синода усиливались в течение последних лет, но все-таки интенсивность центрального органа управления, особенно в области просветительной, в большой мере зависит от денежных средств, поступающих в его распоряжение. Однако еще более важным и жизненным вопросом для нас является вопрос о смене для нашего духовенства, которого уже сейчас не хватает и средний возраст которого становится слишком высоким. Подготовка смены и привлечение новых сил для священнического служения является одной из главных наших задач. Новое положение, введенное Св.Троицкой Семинарией и облегчающее обучение в ней, а также получение ею нового чартера только частично может помочь удовлетворению этой нашей нужды, ибо очень мало поступающих туда новых учеников. А из окончивших Семинарию в прежнее время, кроме монахов Троицкого монастыря, пока только один служит диаконом, а другой готовится к посвящению во иереи. Т.о., нам необходимо уделить большое внимание вопросу о пополнении рядов  нашего духовенства. Мы обсуждали этот вопрос и на предыдущем Соборе, немало сделали для практического разрешения его. Можно сказать, что в некоторых епархиях положение было бы почти безвыходным, если бы за это время не выехало несколько священников из Китая.
                                                                                                      п.п.   Митрополит АНАСТАСИЙ