САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Деяния Архиерейского Собора  arrow Деяния Архиерейского Собора  arrow Архиерейский Собор 2010г. РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

Архиерейский Собор 2010г. РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ PDF Напечатать Е-мейл

Протокол № 1.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

 

Очередной Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей открылся 13/26 апреля 2010 года в 11.25 в Одессе, в Архангело-Михайловском епархиальном доме.

 

Присутствовали: Высокопреосвященный Агафангел, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх и Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ; Преосвященные: архиепископ Андроник, Оттавский и Канадский, Заместитель Председателя Архиерейского Синода; архиепископ Софроний, Санкт-Петербургский и Северо-Русский; архиепископ Иоанн, Буинский и Волжский; епископ Георгий, Болградский и Белгород-Днестровский, Секретарь Архиерейского Синода; епископ Афанасий, Вологодский и Велико-Устюжский; епископ Григорий, Сан-Паулский и Бразильский; епископ Кирилл, Воронежский и Южно-Российский.

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 11.25 пением  «Христос воскресе…»

 

Слушали Председателя о Повестке дня.

Постановили: Принять с предложенными поправками Повестку дня заседаний Архиерейского собора в следующем виде:

 1. Отчет Председателя.

 2.  Сообщения Преосвященных о положении дел в епархиях.

 3.  О пополнении епископата.

 4.   О Богословской Комиссии.

 5.  О Миссии.

 6. О межъепархиальных проектах: семинарии, издательстве, паломнических поездках, молодежных лагерях, певческих съездах и проч..

 7.     О Синодальных печатных изданиях.

 8.     Финансовый отчет.

 9.      О сборах средств на общецерковные нужды.

10.   О взаимоотношениях с группами, отколовшимися от РПЦЗ, с представителями «истинного православия» и с так называемым мировым православием.

11.   О составе Архиерейского Синода.

12.   О совещании Российских Преосвященных.

13.   Разное.

 

1.      Слушали отчетный доклад Председателя (доклад прилагается).

Постановили: Доклад принять к сведению.

 

2. Слушали: доклады Преосвященных.

Архиеп. Андроник доложил, что жизнь в вверенной ему епархии протекает мирно, проинформировал об истории открытия женского монастыря в Сиракузской епархии, о трудах по налаживанию в нем иноческой жизни, о постриге диакона Михаила Фостера в мантию  с именем Макарий для служения в данной обители. Сообщает об образовании в Торонто русской общины. Ее членам временно приходится молиться в приходе, который перешел в свое время в юрисдикцию Греческой Старостильной Церкви Синода Противостоящих.

Председатель  заметил, что вопрос о русских общинах и приходах, перешедших во время смуты в нашей Церкви к греческим старостильникам носит очень деликатный характер. В связи с этим Первоиерарх РПЦЗ имел разговор с греческими иерархами, которые понимают проблему.

Постановили: Доклад архиеп. Андроника принять к сведению.

Архиеп. Софроний  сообщает Собору, что обстановка в его епархии спокойная. Великим постом состоялось говение духовенства и епархиальное собрание. На сегодняшний день насчитывается 17-ть клириков. Продолжает строиться деревянный храм в с. Дудачкино. Богослужения в епархии совершаются в различных условиях. В мужской монастырь пожертвованы колокола.  На следующий год для издания в епархии подготовлены календарь и типикон. Рассказывает о своем посещении Ишимской епархии. Побывал на всех заявленных приходах. К сожалению, на них не все гладко с антиминсами, Святым Миром, богослужебными книгами. В Биробиджане активный приход, намерен купить участок для строительства храма. В Екатеринбурге нет прихода, но есть отдельные люди, пытающиеся организовать общину. В Верхотурье приход, во владении которого имеется частный дом. Во время посещения Преосвященный Софроний старался проводить беседы с паствой в каждой общине, вникая во все стороны приходской жизни. Наградил епархиальными грамотами активных мирян. Рукоположил 2-х священников для Ишима. Отдельно рассказывает о положении в Казахстане, о намерении при мужском монастыре создать пастырские курсы.

Постановили: Доклад архиеп. Софрония принять к сведению.

Еп. Кирилл напоминает об общецерковном постановлении в отношении печатания календарей и типиконов.

В этой связи возникает обмен мнениями, который постепенно переходит к  разговору о необходимости единообразия в богослужебной практике.

Архиеп. Иоанн доложил, что у его паствы жизнь проходит в обычном ритме. Епархиальная территория охватывает 4 области. Нет кандидатов в священники, в связи с этим сложно осуществлять пастырское окормление. Касается характерных особенностей церковной жизни в условиях отсутствия легальной регистрации. Рассказывает о смущении среди паствы в связи с клеветой в наш адрес со стороны группы архиеп. Тихона (Пасечника) и группы еп. Владимира (Целищева).

Постановили: Доклад архиеп. Иоанна принять к сведению.

Еп. Георгий информирует Собор о течении дел в Болградской епархии. Конкретно по городам, в которых существуют приходы и общины. О усилиях по регистрации епархии в Молдове. О строительстве храма в Болграде. Великим постом проведено пастырское совещание на тему «Церковные каноны и современный пастырь». На май этого года намечено епархиальное собрание, в повестке дня которого избрание Епархиального Совета и создание других необходимых епархиальных структур. В епархии служат 5 священников.

Постановили: Доклад еп. Георгия принять к сведению.

Еп. Афанасий рассказывает о жизни Вологодской епархии. В Вологде открыт приход. В Ферапонтово готовится строительство храма. К сожалению, местные власти вместе с МП препятствуют этому организацией всяких клеветнических кампаний в адрес нашей Церкви. Тем не менее, в разных точках епархии учреждаются новые домовые храмы, а также куплено 64 сотки земли под мужской монастырь. В целом жизнь протекает спокойно.

Постановили: Доклад принять к сведению.

Еп. Григорий докладывает Собору, что в Бразильской епархии 2 действующих священника, 3 диакона, 7 приходов и большая проблема с кандидатами в священство. Великим постом проведено епархиальное собрание, избран новый Епархиальный Совет. Намечается паломничество в Святую Землю, а в сентябре – молодежный съезд епархии.

Рассказывает о возможных проблемах в связи с контактами посланцев МП с бразильскими властями.

В Аргентине имеется зарегистрированная конгрегация, но очень серьезные трудности по причине давления МП и переговоров МП с властями этой страны. Информирует о посещении приходов, где служат протоиереи Владимир Шленев и Александр Ивашевич.

В Уругвае МП пытается отобрать у нас храм такими же беззаконными действиями, как и в Парагвае. Рассказывает о наших прихожанах, изгнанных Московской Патриархией из кафедрального собора Воскресения Христова. Между тем, в текущем году, в июне намечается празднование 50-летия этого храма и прихода.

Председатель предлагает создать отдельную церковную общину и отметить юбилей отдельно, дабы не идти праздновать в отобранный храм вместе с членами МП.

Постановили: Доклад еп. Григория принять к сведению

Еп Кирилл рассказывает о жизни на приходах новообразованной Воронежской епархии, о положении на приходе в Горячем Ключе в связи с неспокойным соседством РИПЦ, о материальных трудностях духовенства. В своем отчете выражает озабоченность проблемой перехода клириков и отпускных грамот. Великим постом проведено говение духовенства и епархиальное собрание, избран епархиальный Совет и учрежден Епархиальный фонд помощи. Сообщает о приходах Аланской епархии Греческой Старостильной Церкви на своей территории.

По данной ситуации происходит обмен мнениями между членами Собора. В итоге делается вывод о желательности установить братские отношения между нашими приходами и общинами старостильных юрисдикций, находящихся с нами в каноническом общении.

Постановили: Доклад принять к сведению.

Еп. Георгий напоминает о необходимости в связи с хиротонией еп. Кирилла утвердить границы епархии и его титул.

Постановили: Утвердить для Преосвященного Кирилла титул «Воронежский и Южно-Российский».

Епископы Георгий и Григорий обращают внимание на ошибку, допущенную при определении титула еп. Григория, и на необходимость ее исправить

Постановили: Утвердить для Преосвященного Григория титул «Сан-Паулский и Южно-Американский»

 

14.30 -- Перерыв на обед.

После перерыва заседание возобновляется в 15.30.

 

Председатель рассказывает о письме в адрес Первоиерарха РПЦЗ от Председателя Российского имперского союза-ордена господина Вейрмана. В данном письме от лица представителей эмигрантских кругов зарубежья содержится энергичный призыв и чуть ли не требование немедленно начать процесс объединения раздробленных частей некогда единой Русской Православной Церкви Заграницей. Подобные воззвания многочисленны и поступают с разных сторон. Письмо вызывает оживленный интерес и принимается к сведению Преосвященными.

 

3. Слушали: Председателя о пополнении епископата.

На настоящий момент для осуществления архиерейской хиротонии имеется кандидатура иеромонаха Никона (Иоста), предложенная на последнем заседании Синода, а также продолжаются переговоры о присоединении к нашей Церкви с епископами РИПЦ Дионисием (Алферовым) и Иринеем (Клипенштейном).

Для еп. Дионисия, как и для еп. Иринея, это вопрос в принципе решенный, но он не торопится из пастырских соображений, надеясь убедить присоединиться к нам и находящиеся в ведении РИПЦ зарубежные приходы, ранее принадлежавшие к РПЦЗ. У клириков и мирян в этих общинах еще не преодолены ряд сомнений и предубеждений, в частности в связи с избранием в нашей Церкви Первоиерарха на 5-ом Всезарубежном Соборе. Еп. Дионисий приглашен Первоиерархом на данный Архиерейский Собор и должен прибыть вечером сего дня. Было бы хорошо, если бы эти два епископа были с нами, это явило бы первые действенные плоды в восстановлении церковного единства. Кандидатура еп. Дионисия предлагалась для архиерейского посвящения еще в дораскольной РПЦЗ, но была отклонена из-за его строго негативного отношения к Московской Патриархии. Еп. Дионисий много пишет на богословские и общецерковные темы, пользуется в этом отношении авторитетом в зарубежье. Архиеп. Тихон (Пасечник) запретил епископов Дионисия и Иринея в священнослужении, но последние эти прещения игнорируют. По сообщению еп. Дионисия, архиеп. Тихон посещал зарубежные приходы в Европе и в Австралии, пытаясь совершить там архиерейские хиротонии, но всюду получил отказ. Таким образом, на данный момент юрисдикция РИПЦ над этими общинами весьма и весьма сомнительна. В заключение Председатель еще раз выражает свое мнение, что хорошо было бы как раз сейчас в ответ на требования зарубежной паствы сделать рельные шаги к единству.

Еп. Григорий: Тихон их запретил, а они продолжают служить. А кого они поминают, Тихона?

Между членами Архиерейского Собора возникает обсуждение о каноничности такого положения, в том числе насколько основательны вообще апелляции членов РИПЦ к их преемству от Катакомбной Церкви.

Председатель выражает мнение, что прещения Тихона не могут быть признаны действительными, так как последний сам находится на незаконном положении, возглавляя самоучрежденную и самозванную «Церковь-сестру» для РПЦЗ. Это раскол. Ссылки на преемство с Катакомбной Церковью и, в связи с этим, восхищение себе самостоятельности несостоятельны, так как архиеп. Лазарь в свое время был поставлен для окормления катакомбников в России примерно с таким же статусом, как еп. Даниил для окормления старообрядцев-единоверцев в РПЦЗ. С другой стороны, необходима икономия по отношению к тем, кто хочет соединиться с нами и спасаться в Зарубежной Церкви. Председатель вспоминает о сложности ситуации перед 17-м мая 2007 года, о том как он сам был готов уже отделиться от Синода, и возобновил поминание митрополита Лавра только по просьбе нашего северо-американского духовенства. Свидетельство Первоиерарха о тех событиях дополняется Преосвященными Андроником, Григорием и Софронием.

Архиеп. Софроний: Но еп. Дионисий сам был у истоков разработки идеи о мнимом преемстве от Катакомбной Церкви.

Председатель говорит о привязанности еп. Дионисия к РЗЦ и о том, что последний не мыслил себя в отдельной от нее юрисдикции.

Еп. Георгий замечает, что в РИПЦ чуть не дошли до объявления себя полнотой Поместной Российской Церкви, и именно епископы Дионисий и Ириней воспротивились этому в своей «Апологии», опубликованной в сети интернет.

Архиеп. Софроний: Участвовали ли епископы Дионисий и Ириней в решении РИПЦ о поставлении еп. Стефана (Сабельника) на Сев. Америку?

Председатель: Конечно, как люди они могли и ошибаться, важно, что сейчас они хотят быть с нами.

Еп. Афанасий: Почему только сейчас, дождавшись запрещения от своего руководства?

Председатель повторяет ранее изложенное объяснение, связанное с заботой обсуждаемых епископов о зарубежных приходах РИПЦ.

Архиеп. Софроний: Как же они служат? Акефалы?

Еп. Георгий: Они прервали общение с Тихоном из-за отхода последнего от ранее провозглашенного курса РИПЦ .

Архиеп. Софроний: Они же сами выбирали себе Тихона!

Архиеп. Андроник: Наложенный на них запрет незаконен, так их не вызывали должным образом на собор.

Еп. Георгий: Одной из причин «запрета» были попытки епископов Дионисия и Иринея наладить контакты с нами.

 

Члены Архиерейского Собора решают перейти к обсуждению кандидатуры иеромонаха Никона (Иоста).

 Архиеп. Софроний предлагает рукоположить иеромонаха Никона в викарного епископа для помощи в окормлении Ишимской епархии. Говорит о трудностях справляться одному, о составе и количестве общин в епархии, о двух благочиниях в ее составе – Сибирском и Казахстанском. В Казахстанском благочинии 3 прихода и 3 священника; в Сибирском -- 5 приходов, 4 священника. Зачитывает биографию иеромонаха Никона.

Преосвященные уточняют некоторые детали биографии.

Архиеп. Софроний сообщает информацию о протестах, поступивших от части духовенства против кандидатуры иеромонаха Никона. Протестные обращения опубликованы с нарушением церковной дисциплины: в интернете, в обход правящего архиерея, Совещания Российских Преосвященных и адресованы непосредственно всем епископам РПЦЗ. В обращениях выражено отрицательное отношение к предполагаемой хиротонии иером. Никона, приводятся ссылки на Священное Писание, каноны. Авторы убеждены, что иером. Никон не соответствует требованиям для епископской хиротонии, и обещают, в подтверждение своих слов, представить конкретные факты в церковном суде. Протестующие: иеромонах Ермоген (Петров), диакон Михаил Буряков и иеродиакон Иувеналий (Половинкин). Преосвящ. Софроний выезжал на место и затребовал от выше упомянутых клириков письменные объяснения.

Зачитывает «Объяснительную записку» иером. Ермогена, характеризует протестующих.

Преосвященные во главе с Председателем обсуждают представленную информацию и приходят к выводу, что канонических препятствий для ехипископской хиротонии иром. Никона не имеется.

Еп. Кирилл рассказывает о своем опыте общения с иером. Никоном в бытность администратором Центрально-Российского округа. Говорит о неубедительности его пастырских и административных качеств. Считает, что необходимо еще дать о. Никону срок, чтобы проявить свои способности -- пока их не видно. Полагает, что протестующие против него клирики ничего не нарушили своими заявлениями в интернете, ибо все равно кандидатура на епископство должна была быть обнародована. В целом отношение на данный момент Преосвящ. Кирилла к данной хиротонии отрицательное.

Архиеп. Софроний указывает, что он был в Сибири, в приходах о. Никона, и лично убедился в его административных и пастырских способностях.

Возникает краткая полемика между Преосвященными.

Еп. Афанасий говорит, что был в Москве и из беседы с иереем Валерием Леоничевым и М. Назаровым узнал, что иером. Никон совместно с иереем Евгением Корягиным исповедовал открыто мнение о «равноблагодатности» таинств в МП. Надо его об этом спросить. Если он подтвердит такое исповедание, то Преосв. Афанасий против его кандидатуры.

Преосвященные с Председателем обсуждают, насколько уместно ставить вопросы о наличии или отсутствии благодати в других юрисдикциях. Решено пригласить для объяснений по этому и другим возникшим вопросам самого иером. Никона.

 

В зал заседаний приглашается  иером. Никон.

 

Председатель вопрошает его по поводу заявлений о «равноблагодатности».

Иером. Никон объясняет свою осторожность в данном вопросе опасением внести разделение в паству, икономией и желанием поспособствовать примирению на приходе иер. Евгения. Не считает себя в состоянии разрешить вопрос о присутствии-отсутствии благодати в МП. Больше всего для его позиции в этом вопросе подходит ответ: «Я не знаю, есть там благодать или нет». Выражает готовность  подчинить свой разум в этом отношении Собору. Выражает раскаяние, что участвовал в передаче письменного обращения иер. Евгения, которое произвело смущение в пастве. Говорит, что не оправдывает МП, считает достойным сожаления и осуждения то, что творят ее священноначалие и некоторые священники.

Еп. Афанасий спрашивает, чем конкретно был обусловлен переход иером. Никона из МП в РПЦЗ.

Иером. Никон рассказывает, как повлияли на него богословские труды преп. Иоанна Дамаскина, прот. Льва Лебедева, прот. Виктора Потапова, Л. Перепелкиной, нравственные нарушения, которые он видел в МП и ее активная экуменическая деятельность.

Председатель из слов иером. Никона делает вывод, что переход в РПЦЗ был обусловлен догматическими и каноническими причинами, а не чем-нибудь вроде личной обиды.

Еп. Георгий вопрошает иером. Никона, что последний предпринимал для того, чтобы примириться с иером. Ермогеном.

Иером. Никон информирует Собор о попытках примирения, им предпринимавшихся, после чего Председатель благодарит о. Никона.

Преосвященные с Председателем после обсуждения решают, что целесообразно хиротонисать иером. Никона в викарного епископа. Против -- еп. Кирилл.

Еп. Георгий зачитывает соответствующие места из «Положения о РПЦЗ», каким образом должно происходить утверждение кандидата во епископство.

 

Около 17.00 еп. Афанасий и еп. Георгий удаляются для того, чтобы связаться по телефону и испросить мнение еп. Иосифа. Дозвониться до него не удается и в 17.10 заседание Собора возобновляется.

 

4. Еп. Георгий докладывает Собору о первом заседании Богословской комиссии.

По ходу доклада и его пунктам возникает оживленное обсуждение и обмен мнениями между архиереями.

Далее еп. Георгий зачитывает проект «Временного положения о работе Богословской Комиссии при Архиерейском Синоде РПЦЗ». После обсуждения,

Постановили: Принять «Положение о работе Богословской Комиссии при Архиерейском Синоде РПЦЗ» с учетом внесенных поправок.

 

5. Председатель говорит о важности миссионерской деятельности для нашей Церкви. Нельзя замыкаться, необходимо распространять в мире проповедь о Христе распятом. Надо думать, как лучше это делать.

Еп. Григорий рассказывает об обилии полезных материалов на сайте покойного еп. Александра (Милеанта), там имеются готовые тексты для миссионерских листков и брошюр на русском, испанском и португальском языках.

Председатель указывает на настоятельную необходимость скопировать и сохранить все эти материалы. Более подробно рассказывает о миссионерских трудах еп. Александра, говорит о необходимости привлекать в нашу Церковь молодежь, детей, выступать в СМИ, писать статьи миссионерской направленности. Вокруг нас – неоглашенный мир, и мы должны обращаться к этому миру. Дух Святой Церкви передается от человека к человеку, это не абстрактное книжное учение. Мы об этом часто забываем, и это наше слабое место. Так существует опасность выродиться в секту.

Еп. Григорий поддерживает мысль Председателя и приводит в пример тот факт, что в его епархии 60% прихожан составляют местные жители.

Председатель предлагает вынести постановление о необходимости миссионерской деятельности. Деятельность эта, однако, должна осуществляться методами, характерными для  православия, и не усваивать себе назойливый характер сектанства.

 

Заседание 1-го дня работы Собора заканчивается в 19.00 пением задостойника Пасхи «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…»

 

Протокол № 2.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Второй день заседаний, 14/27 апреля 2010 года.

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 9.40 пением «Христос воскресе…».

 

Председатель предлагает помолиться о усопшем накануне епископе Данииле Ирийском. Возглашается и поется «Вечная память» сему почившему иерарху Русской Зарубежной Церкви.

 

Зачитывается Протокол №1 первого дня заседаний Собора, вносятся поправки.

 

Еп. Кирилл возвращается к вопросу о порядке перехода клириков и отпускных грамотах.

Председатель говорит о необходимости иметь в архиерейских канцеляриях «Личное дело» на каждого священнослужителя. Эти документы не должны в случае перехода выдаваться клирикам на руки, но доставляться в канцелярию по новому месту служения.

 

Председатель предлагает пригласить для беседы с Преосвященными еп. Дионисия (Алферова).

 

Еп. Дионисий приглашается в зал заседаний.

 

Председатель благодарит еп. Дионисия за приезд.

Преосвященные выражают желание выслушать еп. Дионисия.

Еп. Дионисий благодарит за приглашение прибыть на собор, излагает свое видение основных событий внутрицерковной смуты, возникшей в связи с подготовкой и подписанием «Акта о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ МП» от 4/17 мая 2007 года. Говорит об опасности крайне правых экклезиологических уклонов в православии, в качестве типичного негативного примера в этом отношении указывает на так называемый Бостонский раскол. В связи с этим переходит к подробному анализу расхождений, возникших у него и еп. Иринея (Клипинштейна) с группой архиеп. Тихона (Пасечника). Суть в том, что с самого начала РИПЦ мыслилась лишь как временное образование до первой возможности проведения объединительного собора для консолидации РПЦЗ. Однако, после кончины архиеп. Лазаря в РИПЦ достаточно быстро происходит смена курса: в области экклезиологической – сближение с «ультраправославной» иделогией крайних старостильных группировок, в области канонической – измышление ложной теории об РИПЦ как «Церкви-сестре» для РПЦЗ, создание самозваной псевдоцерковной структуры с восхищением себе прав Первоиерарха РПЦЗ и чуть ли не Поместной Церкви: мироварение, канонизация святых и т. д. Все это сопровождалось множественными прецедентами неканоничного вмешательства архиеп. Тихона в дела епархий епископов Дионисия и Иринея и попрания принципа соборности. Далее еп. Дионисий переходит к описанию непростой психологической ситуации, сложившейся в зарубежных приходах юрисдикции РИПЦ, говорит о необходимости бережного пастырского к ним подхода, предлагает вместе подумать, что можно сделать в перспективе.

Председатель: Проблема в том, что представители так называемых «осколков» не желают принять предложенную нами платформу для единства (не выходить за рамки традиционного предания Зарубежной Церкви), настаивают на самостоятельности своих псевдоцерковных новообразований и даже пытаются «улучшать» традиционную экклезиологию РПЦЗ. В нашем стремлении к единству мы так и не обрели союзников.

Еп. Дионисий сообщает, что в его ведении имеются 7 приходов и 4 священника. Паства достаточно спокойно относится к перспективе единства с нашей Церковью. Труднее положение у еп. Иринея с зарубежными приходами. Последние не хотели бы порывать общение с еп. Стефаном (Сабельником). Еп. Дионисий переживает за еп. Иринея как за друга и не хотел бы с ним разлучаться.

Председатель предлагает еп. Дионисию присоединиться к нашей Церкви и всем вместе написать письмо-обращение к еп. Стефану.

Еп. Григорий поддерживает это предложение, говорит, что после собора едет в Нью-Йорк и как раз может встретиться с еп. Стефаном, поговорить с ним и передать обращение.

Преосвященные совместно с еп. Дионисием обсуждают эту мысль, обговаривают пастырские и административные детали процесса восстановления единства.

 

Еп. Дионисий покидает зал заседаний.

 

Еп. Георгий сообщает, что уполномочен еп. Иосифом передать мнение последнего по этому вопросу – принять еп. Дионисия в сущем сане.

После соборного обсуждения Преосвященные просят еще раз пригласить еп. Дионисия.

Архиеп. Андроник задает ему вопрос, как он мыслит о таинстве Святой Евхаристии.

Еп. Дионисий зачитывает выдержку из своей богословской статьи и излагает свое видение.

Еп. Афанасий просит рассказать, кто рукополагал еп. Дионисия, как он шел к священству.

Еп. Дионисий излагает соответствующие сведения из своей биографии, после чего по просьбе Председателя выходит.

Председатель предлагает принять еп. Дионисия на следующий день, 15/28 апреля, в сущем сане через исповедь и сослужение с представителями нашего епископата. После этого он сможет принимать участие в работе Собора и составлении обращения к еп. Стефану.

Предложение обсуждается, все Преосвященные высказывают свое мнение.

Постановили: Принять еп. Дионисия в сущем сане, в качестве правящего архиерея, с теми приходами и паствой, которые за ним последуют. Учредить Новгородскую епархию, включающую в себя Новгородскую и Тверскую области. Приходы за пределами этих областей, последовавшие за еп. Дионисием в момент присоединения к РПЦЗ, остаются в его ведении. Утвердить за еп. Дионисием титул «Новгородский и Тверской».

 

Имели суждение: О архиерейской хиротонии иером. Никона.

Еп. Георгий сообщает о согласии на данное посвящение со стороны еп. Иосифа.

Постановили: Осуществить хиротонию иером. Никона (Иоста) в викарного епископа для Ишимско-Сибирской епархии с титулом «Верхотурский». Хиротонию совершить в воскресенье, 19 апреля/2 мая текущего года.

 

14.15 -- Перерыв на обед.

После перерыва заседание возобновляется в 15.05.

 

6. Слушали: Председателя по вопросу о межъепархиальных проектах.

В ходе обсуждения Преосвященные говорят о проведении межъюрисдикционных и внутрицерковных тематических богословских конференций, молодежных съездах, паломнических поездках. Особо останавливаются на теме организации семинарского обучения. В Одессе более 10 лет действует заочная семинария, можно попытаться наладить дистанционное обучение с помощью сети интернет. Преосвящ. Софроний информирует о намерении организовать при мужском монастыре своей епархии семинарию со стационарным обучением.

 

 7. Слушали: Председателя  о издательской деятельности.

Предлагает придать статус синодальных тем печатным изданиям нашей Церкви, которые представляют собой копии ранее изданных в РПЦЗ. Имеются в виду те случаи, когда осуществляется новый набор этих публикаций вручную – они могли бы нести гриф «По благословению Архиерейского Синода РПЦЗ». Важно наладить распространение наших изданий, возможно стоит принять постановление об обязательном участии  в этом процессе каждой епархии.

Архиеп. Софроний говорит о дороговизне доставки.

Обсуждаются технические детали издания публикаций, их доставки и распространения.

Председатель излагает информацию об одесском епархиальном журнале «Русский Сигор», предлагает придать ему статус синодального.

Постановили: Придать журналу «Русский Сигор» статус синодального печатного издания.

 

8. Слушали: Председателя, который представил финансовый отчет деятельности Синода.

Постановили: Финансовый отчет принять к сведению и утвердить.

 

9. Слушали: Председателя о сборе средств на общецерковные нужды. Предлагает либо учредить специальный Фонд для обеспечения нужд Синода, либо открыть в Синоде отдельный второй счет.

Еп. Григорий предлагает в конце каждого синодального издания помещать просьбу о пожертвованиях и завещаниях на нужды Церкви с указанием банковского счета.

В ходе обсуждения признается целесообразным осуществить аккумуляцию средств для приобретения синодального имущества. Каждая епархия будет ежемесячно делать отчисления на нужды Синода.

Председатель предлагает определить размер взноса от каждой епархии.

Постановили: Регулярно отчислять средства на общецерковные нужды. Утвердить размер ежемесячных отчислений от епархий (о размерах отчислений см. Приложение к Протоколу №2).

 

По 10-му вопросу Повестки дня еп. Георгий зачитывает письмо в адрес Собора протоиерея Александра Ивашевича из Южно-Американской епархии, в котором священник просит ответить на ряд затруднительных вопросов, касающихся отношений с верующими из других юрисдикций.

Постановили: При разрешении подобных вопросов руководствоваться традиционной практикой РПЦЗ. Поручить Богословской Комиссии подготовить выборку соответствующих материалов.

 

11. Имели суждение: О составе Архиерейского Синода.

Постановили: Утвердить следующий состав Архиерейского Синода РПЦЗ: митр. Агафангел – Председатель, архиеп. Андроник – Заместитель Председателя; члены Синода: архиеп. Софроний, еп. Георгий – Секретарь Синода, еп. Афанасий, еп. Григорий.

Помощниками Секретаря назначить иерея Леонида Пляца и Д. Г. Гончарова.

 

Заседание 2-го дня работы Собора заканчивается в 17.50 пением задостойника Пасхи «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…»

 

Протокол № 3.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Третий день заседаний, 15/28 апреля 2010 года.

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 10.00 пением «Христос воскресе…».

 

Председатель приветствует присоединившегося к составу Архиерейского Собора РПЦЗ еп. Дионисия.

Еп. Дионисий благодарит.

 

Зачитывается Протокол №2 второго дня заседаний Собора, вносятся поправки.

 

12. Слушали: архиеп. Софрония о Совещании Российских Преосвященных.

По его словам, в настоящее время Совещание есть и действует. Кратко говорит об истории и целях его создания. Выражает мнение, что наличие такого церковного органа помогает российским архиереям в разрешении духовных вопросов, способствует укреплению взаимопонимания. С другой стороны, при нынешнем составе Архиерейского Синода возникает во многом дублирование как его состава, так и функций. Если это так, то сохраняется ли и далее потребность в Совещании?

Председатель представляет более подробную справку об истории Совещания Российских Преосвященных, в создании и функционировании которого он сам принимал непосредственное участие. Создано оно было с целью умиротворения и разрешения противоречий между российскими епископами. Этот орган существовал на практике с правом совещательного голоса и служил для подготовки совместных предложений от российских епископов Архиерейскому Синоду.

Еп. Кирилл выражает мнение, что существование этого органа было бесполезным, и даже в некоторых отношениях негативным. Лучше его упразднить.

Еп. Дионисий: Совещание учреждалось, когда Архиерейский Синод постоянно пребывал на другой стороне Атлантики. Теперь условия поменялись, и действительной необходимости в наличии такого органа нет.

Еп. Афанасий считает полезным существование Совещания. Оно дает возможность епископам общаться, укреплять взаимопонимание, обсудить и подготовить вопросы, которые впоследствии можно будет вынести на Синод. Упразднится Совещание – упразднится в значительной части и общение.

Председатель замечает, что для общения необязательно иметь специальный орган. Для общения можно собираться и неформально.

Еп. Георгий: Все-таки это был серьезный орган с некоторыми полномочиями. Его надо или упразднить или как-то более определенно о нем высказаться.

Председатель говорит, что в свое время Совещание сыграло положительную роль, теперь же оно не нужно.

Архиеп. Андроник считает, что Совещание надо упразднить.

Вопрос обсуждается соборно.

Постановили: Упразднить Совещание Российских Преосвященных.

 

13. Еп. Григорий рассказывает о положении в Аргентинской епархии, где МП не прекращает попыток захватить наш храм и имущество. Просит оказать посильную помощь.

Председатель говорит о том, что можно подготовить заявление от лица Церкви, возможно стоит включить это и в Послание Архиерейского Собора.

Преосвященные обсуждают, в чем и как можно помочь Южно-Американской епархии.

 

11.45 – Председатель объявляет Архиерейский Собор закрытым.

Членами Собора поется задостойник Пасхи «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…»

 


 

Послание Архиерейского Собора РПЦЗ

 

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей приветствует всех своих верных чад в эти радостные дни пасхальным приветствием:

 

Христос Воскресе!

 

Будущее нашей Церкви во многом зависит от каждого из ее членов. Чада Церкви должны осознавать, что христианский образ жизни есть также одна из форм проповеди Евангелия. Весь путь Церкви — путь соборности во Христе. История Русской Зарубежной Церкви, являясь примером такой соборности, пребывает для нас днем сегодняшним, будучи Священным Преданием, которому мы желаем оставаться верными. Помня заветы Святейшего Патриарха Тихона и всех наших Первоиерархов - митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия - мы твердо стоим в том непорочном православном исповедании, которого во все времена придерживалась вся полнота Православной Церкви.  "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр 13.8).

Последуя нашему Господу, стремящемуся всех собрать воедино, мы обратились с приглашением к диалогу к представителям бывшей некогда единой РПЦЗ, но, к сожалению, по сей день наш голос остается не услышан многими. Однако мы не устаем надеяться, что паства, сегодня пребывающая в разобщении, завтра откликнется на наш призыв к собиранию Церковному.

В наши скорбные дни деяния большинства именующих себя православными свидетельствуют об утрате ими духа Христова, — совершая и оправдывая совместные моления с еретиками и идя на сговор с сильными мира сего ради своего материального благополучия, они утеряли и саму способность различать добро и зло. Но мы призываем паству нашу не озлобляться и продолжать молить Бога об обращении недавних братий наших — ныне гонителей наших.

В условиях новой волны притеснений, которым подвергаются христиане как со стороны административных органов тех государств, в которых они находятся (мы это испытываем сейчас в Аргентине), так и со стороны Московской Патриархии — призываем вас, дорогие отцы, братия и сестры, к исповедническому стоянию в Истине. Да не отлучат вас ни скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нищета, или опасность, или смерть от любви Христовой! (Рим 8.35). Господь подаст силы любящим Его преодолеть все испытания!

Пусть в эти дни и навсегда станут нам всем утешением слова Победителя мира: "Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк 12.32).

 

 

Одесса, 2010 год.