САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 6-й ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОР arrow Материалы 6-го Всезарубежного Собора arrow 01.02.2017 История конфликта Свято-Троицкого приходского совета в письмах

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

01.02.2017 История конфликта Свято-Троицкого приходского совета в письмах PDF Напечатать Е-мейл

История конфликта в письмах
Свято-Троицкого приходского совета
митрополиту Агафангелу и членам Синода
сентябрь 2015 – август 2016

Обзор попыток приходского совета Свято-Троицкого прихода в нью-йоркской Астории объясниться с митрополитом Агафангелом по поводу назначения им на пост настоятеля о. Владимира Петренко необходимо предварить описанием событий, которые предшествовали конфликту.

5 сентября 2015 года отошел ко Господу отец-настоятель Свято-Троицкого прихода митрофорный протоиерей Всеволод Дутиков. В своем духовном завещании о. Всеволод просил приходской совет назначить на пост отца-настоятеля о. Владимира Петренко из Бразилии, а если тот не сможет занять этот пост, – о. Дмитрия Добронравова – на тот момент – дьякона.

На заседании 11 сентября 2015 г. совет единогласно решил просить правящего архиерея вл. Андроника о рукоположении во священники о. Дмитрия и поручении прихода его заботам.

Решение совета основывалось на том, что, хотя о. Владимир – опытный и образованный священник, приход не в состоянии содержать его и его семью. Дело в том, что жалованье священника более чем скромное, и в случае о. Всеволода оно было лишь дополнением к государственным пенсиям, которые получал он и матушка Ирина. Таким же дополнением церковное жалованье могло стать к основному доходу работающих о. Дмитрия и матушки Александры Добронравовых.

Случай о. Владимира осложнялся тем, что у него не было гражданской специальности и он, будучи гражданином Бразилии, не имел право на работу в США. Если бы совет взял его и его семью на полное обеспечение, это опустошило бы приходскую кассу в течение двух-трех лет, после чего приходу грозило банкротство.

Эта причина была основной, но не единственнной. В 2008 году, после унии Синода митр. Лавра с МП, в приход пришел из Синодального храма о. Виктор Добров, получив назначение помощника о. Всеволода. Очень скоро вокруг него собралась группа прихожанок, образовавшие приход в приходе. Группа о. Виктора жила обособленной жизнью, что было источником постоянного напряжения. Летом 2015 года эта ситуация приняла конфликтный характер – о. Виктор, обвинив о. Всеволода в том, что тот выживает его, покинул приход со своей группой. От предложения совета о финансовой помощи для создания своего прихода о. Виктор отказался и, получив отпускную грамату у правящего архиерея, перешел в юрисдикцию греческого старостильного синода, где остается поныне.

Пережив мучительный конфликт, который растянулся на годы, совет не хотел принимать в приход второго священника, чье появление грозило новым разделением прихожан.

Но за назначение о. Владимира стала ратовать овдовевшая м. Ирина. Семьи Дутиковых и Петренко связывала давняя дружба и м. Ирина рассчитывала, что о. Владимир позволит ей остаться при его семье в доме священника. Этого никто не скрывал. Со слов м. Ирины совет также знал, что о. Владимир хотел перебраться из Бразилии в более перспективные для его детей США.

После похорон о. Всеволода, митр. Агафангел в присутствии о. Владимира и вл. Андроника сообщил о. Дмитрию, что после его рукоположения о. Владимир будет наставлять его в течение полугода, и в это время будет числиться настоятелем. Для наставлений он будет приезжать в Нью-Йорк из Бразилии каждые несколько месяцев.

16 сентября 2015 года правящий архиерей вл. Андроник подписал два указа: о временном назначении о. Владимира на пост настоятеля Свято-Троицкого прихода и о назначении вторым священником о. Дмитрия. (1), (2)

Сразу же после рукоположения о. Дмитрия прошел слух, источник которого сейчас установить сложно, что срок наставничества продлили на год. По этой причине 23 сентября совет проголосовал за отправку вл. Андронику письма с просьбой ограничить срок наставничества одним годом.

Но Архиерейский Синод РПЦЗ, проходивший в Одессе с 17 по 29 октября 2015 года, проигнорировав просьбу асторийцев, назначил о. Владимира Петренко постоянным настоятелем Свято-Троицкого прихода, а сам приход перевел из епархии вл. Андроника в епархию Председателя Синода. (3)

Решение Синода, о котором в приходе узнали из опубликованных на Интернет-Соборе журналов заседаний, стало отправной точкой конфликта, который явился одной из причин необходимости созыва Шестого Всезарубежного Собора.


Два частных письма прихожан митрополиту

6 и 16 ноября 2015 года две старейшие прихожанки и члены приходского совета – Елена Боголюбова и Елизавета Жаркова обратились с частными письмами к митр. Агафангелу. Они просили о назначении на пост настоятеля о. Дмитрия и напоминали ему о традиции, согласно которой совет нанимал на работу отца-настоятеля, после чего правящий архиерей утверждал его.


Первое письмо совета

По решению приходского совета 18 ноября 2015 года митрополиту было отправлено письмо с просьбой о назначении на пост настоятеля о. Дмитрия. Письмо детально объясняло позицию совета.(4)

Ответа не последовало, но от м. Ирины стало известно, что митрополит намерен приехать на общеприходское собрание, чтобы решить проблему на месте. Собрание должно было состояться 27 марта 2016 года.

Митрополит приехал раньше и присутствовал на заседании совета 23 марта. Здесь он в очередной раз отказался принять доводы совета, а совет отказался уступать ему. Собрание завершилось тем, что митрополит предложил вынести вопрос выбора отца-настоятеля на общеприходское собрание, хотя это нарушало приходской (корпоративный) устав.(5)

На общеприходском собрании митрополит заявил, что совет интересуется только коммерческой деятельностью и даже готов выгнать м. Ирину на улицу, чтобы освободить от нее дом. На этом же собрании была предпринята попытка провести в совет сторонников митрополита и вывести из него тех, кого митрополит лично обозначил как своих главных оппонентов – Ларису Янг и Вадима Ярмолинца. Перед собранием м. Ирина давала распоряжения близким ей прихожанам вычеркнуть их имена из списка членов совета, выдвинутых на переизбрание.

План митрополита сорвался. Прихожане перевыбрали старый состав совета и добавили к нему новых членов, разделявших позицию совета.


Второе письмо совета

10 апреля 2016 года совет в новом составе вновь обратился к митр. Агафангелу с просьбой назначить на пост настоятеля о. Дмитрия с перечислением все тех же причин, стоявших за решением совета.(6)

Ответа не последовало. Тогда о. Владимир, кажется с пониманием относившийся к позици совета, посоветовал обратититься для решения вопроса ко всему Синоду. Для этой цели Свято-Троицкий совет совместно с приходом Преп. Сергия Радонежского командировал на майское заседание Синода в Одессу отца Олега Миронова, который должен был там прочесть обращение совета уже всем членам Синода.

Отчет о. Олега давно стал достоянием гласности. Из него следует, что по мнению митрополита американские приходы изобилуют агентами КГБ, которые готовы увести их в МП, и если люди хотят, то они могут уходить, но они должны оставить имущество Синоду.(7)

На том же майском заседании Синода было решено: «...предупредить членов Приходского Совета, особенно Вадима Ярмолинца и Ларису Янг, что их деятельность носит опасный для духовной жизни прихожан характер и не приносит пользу Церкви». (Журнал 7).

Никаких объяснений, в чем именно заключается опасность их деятельности и какой именно деятельности, не последовало.


Третье письмо совета
Первая реакция

1 июня 2016 года, после того как совет ознакомился с отчетом о. Олега Миронова, митрополиту было направлено письмо с просьбой объяснить свои оскорбительные высказывания в адрес совета, якобы узурпировавшего приходскую власть и о. Дмитрия, которого митрополит представил как «поклонника сумасшедшего Игнатия Лапкина», собирающегося через полгода увести приход в МП.(8)

Ответом на это письмо стало то, что 13 июня 2016 года митрополит отлучил от святого причастия Вадима Ярмолинца и Ларису Янг, объяснив на Интернет-Соборе, что поводом для этого стало то, что Вадим Ярмолинец угрожал лишить о. Владимира жизни, если тот еще раз появится в асторийском приходе. Ларисе Янг было предъявлено обвинение в том, что она чинила препятствия приезду в приход о. Владимира и распространяла в интернете сомнительные письма. Какие именно письма – митрополит не объяснил.(9)


Письмо, на которое был получен ответ

5 июня 2016 года приходской совет и совет попечителей Свято-Троицкого прихода обратились к своему бывшему правящему архиерею вл. Андронику с просьбой вернуть их в свою епархию и спасти приход от разорения. Это письмо начиналось словами: «Дорогой о Господе владыко, благословите! Мы обращаемся к Вам за помощью, поскольку больше обращаться не к кому, а положение наше критическое...»(10)

За этим письмом последовало обращение вл. Андроника к митрополиту Агафангелу, в котором говорилось о драматической ситуации в северо-американских приходах, вызванной ошибочными решениями Синода (11); письмо о выходе из состава Синода (12); сообщение о намерении созыва Шестого Всезарубежного Собора и ответная рекакция Синода – почисление вл. Андроника и поддержавшего его вл. Софрония на покой с лишением кафедр.(13


Четвертое письмо совета

26 июня 2016 года приходской совет и совет попечителей Свято-Троицкого прихода направили митр. Агафангелу совместное письмо, в котором заявили, что тот оклеветал членов приходского совета и лишил их причастия без полагающегося для такого серьезного наказания суда и следствия. В письме были названы другие деяния митрополита, требующие разбирательства. Это письмо совет просил рассматривать как вызов в суд.

Ответа не последовало.(14)

30 июня 2016 года вл. Григорий обратился через Интернет-Собор к Высокопреосвященным собратьям, братиям и сестрам Св. Троицкого Прихода с призывом к примирению.(15)


Пятое письмо совета

8 июля 2016 года приходской совет направил вл. Григорию ответное письмо с призывом к нему и другим членам Синода защитить себя от клеветы и оскорблений.(16) Ответа не последовало.


Шестое письмо совета

18 июля 2016 года совет обратился к секретарю Синода еп. Георгию с жалобой на то, что митрополит и Синод игнорируют его письма.(17)

Ответа не последовало.


Седьмое письмо совета

3 августа в ответ на указ Синода от 21 июля 2016 года о почислении на покой и лишении кафедр вл. Андроника и вл. Софрония, совет уведомил митрополита Агафангела и членов Синода, что признает в качестве своего правящего архиерея только владыку Андроника и не видит смысла в проведении еще одного общего собрания, которое Синод решил провести в Свято-Троицком приходе без согласования этого вопроса с приходским советом. Совет  также отказался принять у себя митрополита, в случае его приезда в Нью-Йорк.(18)

Ответа не последовало.

 

Резолюция епархиального собрания 26 августа 2016 года, сообщающая о переходе епархий вл. Андороника и вл. Софрония на самоуправление, положила конец конфликту, в котором митрополит Агафангел и его Синод проявили патологическую глухоту к просьбам мирян и сввященнослужителей, неспособность управлять Церковью другими методами, кроме диктаторских и готовность лгать и клеветать на несогласных, для устранения их со своего пути.(19

 

В. Ярмолинец