arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Доклад Прот.Никиты Григорьева: Духовное единство Церкви PDF Напечатать Е-мейл

 

nik 

Духовное единство Церкви в обстоятельствах административной раздробленности

Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице! Этими словами начинается всенощное бдение. Троица совершенно Нераздельна, потому что Она совершенно Святая и есть, в сущности, совершенная любовь. У Бога не может быть ни малейшего оттенка греха и потому не может быть никакого разделения, потому что разделение происходит от греха. Троица Святая - это Бог Един.

Эту величайшую тайну единства Пресвятой Троицы Христос обещал распространить и на Свою Церковь. Христос молил Отца, дабы Церковь Его была едина, как и Он един во Отце и в Духе Святом.

Церковь Христова едина потому, что она святая. Её духовное единство - естественное последствие Её святости и взаимной любви среди её членов. А святость Церкви от Духа Святого, который в ней живёт и дышит и который называется Духом Истины. Ясно, что единство Церкви происходит от Духа Истины которым она живёт и от взаимной любви её членов, сплочённых Духом Святым во едино тело Христово.

Но Церковь Христова включает в себя не только Бога, но человеков. И она также состоит из двух частей: Торжествующей и Воинствующей. Эти две части неразрывно связаны между собой молитвенно и духовно. Так с кем же воюет воинствующая часть Церкви? Апостол нас учит, что наша брань не с плотью и кровью, а с духами злобы поднебесной. А начальник их сам сатана: отец лжи и всякого лукавства, от чего происходит всякий грех и разделение.

Потому, когда начинает вкрадываться в человека ложь или лукавство, тогда отходит Дух Истины, то есть Дух Святый, и начинается отпадение человека от Церкви. Мы все люди и потому все грешные. Ибо как писание говорит: "всяк человек ложь". Св. Андрей Критский вопиет: "беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою". И Церковь во время панихиды повторяет: "несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един кроме греха, и правда твоя - правда во веки и слово твое Истина".

Всякий грех зарождается от лжи и лукавства. Даже сам основной первородный грех гордости основан на ложном представлении человека о своей личной важности и независимости от Бога. Итак, всякий грех несёт в себе какую-то ложь или лукавство. И поскольку всякая ложь или лукавство отгоняет от нас Духа Святого, Духа Истины, тем самым всякий грех отделяет нас от Церкви Христовой.

На то Бог и дал нам таинства покаяния и исповеди. Потому в разрешительной молитве после исповеди и покаяния человека, священник просит Христа Бога: "Примири и соедини его святей Твоей Церкви". Таким образом грешник присоединяется опять к святой Церкви святых и причащается Святаго Тела Христова. Ибо пред самым причащением священник возносит тело Христово и громко провозглашает: "Святая: святым". На что лик сразу отвечает: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос". Так как же Церковь может быть святой, когда в ней только "Един Свят, Един Господь Иисус Христос", а все остальные грешники в большей или меньшей степени? Святость - это нескончаемый путь, по которому мы всегда должны идти, и идеал, к которому всегда должны стремиться.

Вот в этом и вся разница между пшеницей и плевелами и между овцами и козлищами. Все люди грешные. Но те люди, которые себя осуждают и искренно каются в своих грехах, получают отпущение грехов в таинстве исповеди и присоединяются к святой Церкви Христовой.

Те же, которые себя оправдывают и не желают каяться и, наоборот, обвиняют только других, остаются в своих грехах. Нераскаянностъ и жизнь во грехах делают человека равнодушным ко греху и постепенно усыпляют его совесть. Тогда человек становится равнодушным и ко лжи. Это может дойти до такой крайности духовного ожесточения, что человек будет называть правду ложью, а ложь правдой и зло добром, а добро злом. Это и есть хула на Духа Святого. Это конечная духовная смерть. Это падение в пропасть греховную и полное отпадение от Церкви Христовой.

Итак Церковь Христова не состоит только из святых людей, но в большинстве, из грешников. Но из грешников кающихся и стремящихся к святости. И Церковь остается святой, несмотря на то что в ней грешники, потому что святость Её не от них, а от Духа Святого, который влечёт этих кающихся грешников к святости.

Точно так же и духовное единство Церкви не нарушается, когда некоторые члены Её враждуют между собой и разделяются. Люди постоянно ссорятся между собой. Ибо жить людям мирно в единомыслии и любви это самое трудное и потому это самое высокое достижение. Причины вражды всегда те же самые: гордость, жадность, зависть и властолюбие.

Недоразумения часто возникают между людьми, но они легко упраздняются когда обе стороны ищут правды и мира. Но когда разногласия основаны вот на этих грехах, тогда примирение невозможно, пока зачинщики недоразумения не осознают свой грех и искренно покаются в нём.

В приходах, как в любой семье, люди часто ссорятся между собой. В лучшем случае, каждый осознает свою вину и просит друг у друга прощения. Если это покаяние искреннее, тогда наступает примирение и оба получают духовную пользу и опыт. Но если нет покаяния, а только самооправдание с обеих сторон, тогда происходит разделение, и одна или обе стороны могут выйти из прихода. Весь остальной приход, конечно, очень переживает эту междоусобную ссору и скорбит об отделении их. Но никому в голову не придёт называть их раскольниками или считать их отлученными вообще от Церкви Христовой.

Но другое дело, когда недоразумение или вражда возникает между иерархами. Если это доводит до разделения между ними, то оно непременно распространяется и на их паству. Когда разделение происходит между иерархами, то тогда оно часто разделяет и паству, особенно если иерархи, злоупотребляя своей властью, несправедливо запрещают или даже отлучают от Церкви людей, с которыми они не согласны и на которых они смотрят как на своих противников.

Поэтому в истории Церкви постоянно происходили и продолжают происходить разделения. И мы на каждой службе молимся "О благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех". И в большинстве случаев в Церкви Христовой, истинно православные люди каются в своих личных грехах и заблуждениях, и причины недоразумения выясняются и разделения упраздняются.

Духовное единство Церкви основано на чистом и неповрежденном исповедании святой Православной Веры и на подлинном Апостольском преемстве. Когда Православие остается нетронутым, тогда не происходит духовное разделение Церкви и, следовательно, отделение от Церкви какой-либо части. А происходит лишь разделение между некоторыми её членами. Такое разделение, поверхностное как волны на море, не касается духовного единства Церкви, которое остается незыблемым и спокойным, подобно тому как и море в глубине остается спокойным, даже когда буря бушует на поверхности. Духовное единство Церкви не нарушается, даже когда враг Церкви пытается ввести новое и ложное учение, искажающее православную веру и церковное предание. Всякая ересь и ложное учение Церковью осуждается, и те, кто упорно его придерживаются, отпадают от Церкви.

Отпавшие от Церкви могут возвратится в Церковь только через полное отречение от ереси и лжеучения и после искреннего покаяния, через особый чин, установленный Церковью для их принятия.

Попытки собрать еретиков вместе, как бы в одну церковь, не взирая на их ереси и заблуждения, и без искреннего отречения от этих ересей, это и называется экуменизмом. И экуменизм сам по себе страшная ересь, и осужден Церковью анафемой экуменистам.

А попытка собрать разделенных между собой православных христиан - это никакой не экуменизм, а наоборот это братская любовь и непременная обязанность каждого православного христианина и члена единой Церкви Христовой. Христос нас учит: "Если брат твой согрешил против тебя, то обличи его наедине. Если тебя не послушает, то возьми с собой ещё одного или двух и объясни ему, в чем он согрешил. А если их не послушает, то сообщи об этом Церкви. А если и Церковь не послушает, тогда да будет он тебе, как язычник и мытарь".

Из этого ясно видно, что когда у нас разделение с другим членом Церкви, будь то ложное исповедание веры или просто личная обида, то нельзя отворачиваться от него и разделяться с ним. Наоборот, мы обязаны объясниться с нашим братом и указать ему в чем он не прав. И причём не только раз и не два, но даже в третий раз уже прибегнуть к собору святой Церкви, чтобы соборно в Церкви разрешить разногласия. И вот если брат поймёт и покается, то приобрёл ты своего брата, - Христос говорит, - и разделение в Церкви упразднится.

Поэтому совершенно недопустимо, чтобы во время разобщения или разделения в Церкви, православные христиане оставались каждый сам по себе и отказывались даже иметь разговор или общение со своими собратьями. Такое поведение само по себе большой грех, так как способствует терзанию и разделению Тела Христова. Упорное нежелание объясниться и примириться и соединиться с братьями по вере, это грех нарушения первой заповеди Христовой: "да любите друг друга".

Такое поведение изолирует человека от Церкви и приводит к расколу, где он полностью отпадает от Церкви. Церковь Христова зиждется не только на совершенной Истине, но и на полной любви между её членами. Где все совершается правильно по букве закона, но любви никакой нет, тогда это не истинная Церковь Христова, а только внешняя оболочка и подделка под Церковь.

Истинная любовь не может равнодушно смотреть на брата, который ошибается или впадает в грех и разделение. Истинная любовь между членами Церкви Христовой заставляет нас обратиться к брату, с которым у нас произошло недоразумение или разделение.

Разделение в Церкви - это рана на Теле Христовом. От этой раны все тело болеет и переживает и стремиться уврачевать и исцелить эту рану и разделение. Истинные православные христиане это не те, кто совершенно безгрешные и святые, ибо только один Бог Свят, а это те, кто искренно и непрестанно борются с грехом и стремятся к святости в Церкви Христовой. Точно также, истинные христиане это те, которые, несмотря на то, что сатана всегда старается разделять нас и "сеять нас яко пшеницу", всеми силами стремятся к единению в Духе Святом.

Христос нас ясно предупреждает: "не каждый говорящий Мне Господи, Господи войдет в Царство Небесное, а только те, которые творят волю Отца Моего". А воля Божия в том, чтобы мы, ученики Его, все были едины, как и Троица Святая - Едина.

Время нам дано короткое, и оно быстро истекает. Если же мы не стремимся всеми силами к Святому Единству Церкви Христовой, то нам надо себе задать очень важный вопрос: православные мы христиане или нет? И узнает ли нас Христос, когда придет? Или Он скажет нам тогда самые страшные из всех слова: "Я не знаю вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие!"


Прот. Никита Григорьев 31/12/2016. /. 1/12/2017