arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

12/25 ноября 2014 Протоколы чрезвычайного Архиерейского Собора PDF Напечатать Е-мейл
Протокол № 1.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.
Чрезвычайный Собор Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей открылся 12/25 ноября 2014 года в г. Одессе, в Синодальном Представительстве.
Присутствовали: Высокопреосвященный митрополит Агафангел, Первоиерарх и Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ; Преосвященные: архиепископ Андроник, архиепископ Софроний, архиепископ Георгий (Секретарь), архиепископ Иоанн, епископ Афанасий, епископ Григорий, епископ Кирилл, епископ Никон, епископ Николай.
Заседание Собора началось после Божественной Литургии в 10.02 пением "Царю Небесный..."
Архиеп. Георгий констатирует наличие кворума на Соборе и докладывает об отказе прибыть на Собор епископов Дионисия и Иринея.
Еп. Афанасий предлагает 3-жды, в соответствии с каноническими правилами, призвать означенных епископов на Собор.
Председатель: Владыка Георгий может сейчас позвонить еп. Дионисию и спросить его.
Архиеп. Георгий: Он уже написал и прислал мне конкретный отказ.
Еп. Афанасий: Это ладно, но так как мы все здесь собрались, надо их все-таки 3-жды призвать.
Архиеп. Георгий прямо из зала заседаний звонит по громкой связи еп. Дионисию. Последний объясняет причину неявки на Собор тем, что члены Собора поддерживают в политическом отношении нынешнее украинское правительство. Объясняет, что ему с нами не по пути, предлагает мирно разойтись, просто спокойно их с еп. Иринеем отпустить. Свидетельствует, что еп. Ириней во всем с ним согласен. Заканчивает разговор фразой: «Если мирно не отпустите, начнете войну, значит будет война».
Председатель: Надо их с еп. Иринеем запрещать.
Архиеп. Софроний напоминает, что эти епископы были когда-то приняты именно по ходатайству и настоянию Председателя.
Председатель: Да, тогда я настоял.
Архиеп. Георгий: Они тогда сокрушались, что когда-то плохо думали про Митрополита, еп. Ириней даже плакал.
Еп. Кирилл: Если наложим прещение, это будет для них основанием для действий против нас, лучше отпустить их в «свободное плавание».
Председатель: Тогда они будут как бы благословение от нас иметь на всякие свои дальнейшие действия. Они отпали от Церкви, от единства. Если так их отпускать, то они продолжат творить беззакония, создавать всё новые юрисдикции и т. д.
Еп. Кирилл: Да они уже сами, считай, ушли.
Председатель: Они не вели у нас практически никакой деятельности в качестве епархиальных архиереев. Еп. Ириней бросил свою епархию, наделал гражданских преступлений в Германии, за которые он подлежит там уголовной ответственности и, по существу, даже в связи с этим не имеет права быть архиереем. Хотя сделал он это, конечно, по простоте своей, но до этого вопроса мы еще дойдем...
Слушали Председателя о Повестке дня.
Постановили: Принять с предложенным дополнением Повестку дня заседаний Архиерейского Собора в следующем виде:
1.    О легитимности   последнего Архиерейского Синода 8/21—10/23 октября 2014
года.
2.    Разбор "Обращения клириков и мирян российских приходов РПЦЗ ко всем
неравнодушным к судьбе Русской Зарубежной Церкви" от 17/30 октября 2014 года.
3.    Рассмотрение письма из Синода ИПЦ Греции Первоиерарху РПЦЗ.
4.    О Благотворительном Фонде РПЦЗ.
5.    О пополнении епископата.
6.    Разное.
В11. 29 в зал заседаний прибывает Преосвященный Никон.
1. Архиеп. Георгий последовательно зачитывает протоколы заседаний последнего Архиерейского Синода. Преосвященные рассматривают их на предмет утверждения, отмены или поправок.
Председатель дает поручение секретариату Собора составить Акт, в котором бы все подписавшиеся архиереи свидетельствовали о том, что на заседании Архиерейского Собора 6/19 мая 2014 года в Епархиальном духовном центре в Маунтин Вью Сиракузской епархии, имел место телефонный разговор по громкой связи Председателя с Патриархом Иерусалимским Иринеем, в ходе которого было получено согласие и благословение последнего на архиерейскую хиротонию священника Романа (Радуана), и что все присутствовавшие архиереи РПЦЗ тогда это деяние поддержали.
Председатель говорит о толковании параграфа 20 Положения об РПЦЗ. Предлагает принять постановление, что Председатель считается включенным в половину членов Синода, достаточную для кворума. Обосновывает это тем, что при равенстве голосов, голос Председателя дает перевес.
Архиеп. Софроний: Тогда надо внести отдельным пунктом в Повестку дня, что мы вносим изменение в Положение об РПЦЗ.
Председатель: Мы не меняем, речь идет о трактовке.
Архиеп. Иоанн: Откуда вообще взята необходимость для кворума присутствия половины членов Синода, когда обычно везде для кворума устанавливается две трети?
Председатель объясняет, что так установлено Отцами РПЦЗ в связи с географической разбросанностью епархий нашей Церкви по планете и, соответственно, с физическими и материальными трудностями для сбора архиереев в одно место.
Архиеп. Георгий подтверждает мысль Председателя, что мы не меняем текст Положения, а трактуем его.
Архиеп. Софроний зачитывает свое отдельное мнение о последнем заседании Синода (прилагается) как о подрыве принципа соборного управления Церковью ввиду очевидного отсутствия кворума (см. параграф 20 Положения об РПЦЗ), приводит краткую справку из интернета о значении слова «кроме». На этом основании предлагает признать все решения последнего Синода незаконными и подлежащими пересмотру, действия
участвовавших в нем архиереев признать канонической ошибкой. Далее объясняет причины своего отсутствия на Синоде; считает решение последнего Синода о проведении заседаний любым составом восхищением власти, принадлежащей только Собору. Считает неканоничными действия с постригом в монашество и епископской хиротонией священника Романа (Радуана), так как последний был женат. Кроме того, получилось, что мы посвятили архиерея для Всемирного Совета Церквей, так как Патриарх Ириней до сих пор не прервал общение с официальным православием, подавая апелляции на имя Вселенского Патриарха. Говорит о священнике Алексии Иванове на Северном Кипре, который причащает свободно членов МП и не собирается прекращать это. О монахине Ксении и инокинях Параскеве и Христине, о чрезмерно суровом для них наказании и ненужной огласке этого на весь мир. Об изменении границ епархий, что не было нужды в этом. О деятельности Фонда помощи РПЦЗ.
Еп. Афанасий: Вроде по букве всё у вас хорошо, Владыка Софроний, но буква не наполнена духом. Вы упрекаете нас, но сами мало того, что не приехали на Синод, так еще и в Грецию уехали. Я приехал из России, значит могли быть и вы. Не знаю, насколько уважительна причина отсутствия у Владыки Григория и Владыки Андроника. Надо, чтобы кто-то из Америки всегда на Синод прилетал. Мне тоже приехать нелегко из РФ, билет стоит 20 000 и путь не близкий. Считаю, что этот Синод, наоборот, был самый удачный за последнее время, ибо в результате его собрались сегодня все архиереи. Предлагаю покаяться тем, кто специально не приехал на Синод. А если мы где и превысили полномочия, то сейчас Собор поправит, изменит или утвердит.
Архиеп. Георгий: Наша обязанность предупреждать о невозможности приезда на Синод заблаговременно, а Владыка Софроний ответил о причине своего отсутствия на запрос, когда Синод уже шел.
Архиеп. Софроний зачитывает в качестве причины своего неприбытия постановление властей Украины об ограничении въезда мужчин до 60 лет и говорит, что не получил в связи с этим из Синода никаких позволяющих ему проехать документов.
Архиеп. Георгий: Ваша ошибка, что вы не предупредили об этом Председателя заранее.
Еп. Кирилл: Это давно уже отменено, мы без всего проехали.
Архиеп. Софроний: А у меня сейчас при въезде в Одессу забрали документы для ксерокопирования, одного мужчину при мне отвели в сторону для выяснения.
Еп. Кирилл: Если бы вы ехали на Синод, и вас не пустили, это был бы факт, а теперь этого факта нет.
Еп. Афанасий: Вы специально поехали в Грецию, чтоб не быть на Синоде.
Архиеп. Софроний: Не клевещите.
Еп. Афанасий: Вы не желаете сами приехать на Синод, а обвиняете нас.
Зачитывается лингвистический материал о том, что слово «кроме» может иметь два значения: и включения, и исключения.
Председатель: Давайте к протоколам последнего Синода внесем поправку, что имеется кворум, если на Синоде присутствуют, включая Председателя, не менее половины членов. В исключительном случае Председатель может поручить провести заседание Синода заместителю.
Еп. Григорий: В одном из прошлых заседаний Синода я участвовал через скайп, возможно ли такое в будущем?
Председатель и Архиеп. Софроний выражают мнение, что возможно.
Архиеп. Георгий: Только, если не прибудете, заблаговременно предупреждайте.
Еп. Григорий предлагает включить и его самого в предупреждение последнего Синода о нарушении дисциплины присутствия вместе с архиеп. Софронием. Объясняет свои причины финансово-организационные, почему не полетел в Одессу.
Еп. Афанасий: Так нельзя, надо договориться, чтобы не прибывшие по неуважительной причине несли ответственность.
Председатель предлагает поставить вопрос на голосование.
Еп. Григорий: Может, добавить еще членов в состав Синода.
Председатель считает, что нужна все же принципиальная трактовка этого пункта Положения для наших условий.
Голосовали: За — единогласно.
Постановили: Утвердить следующую трактовку параграфа 20 Положения об РПЦЗ: Заседание Архиерейского Синода считается состоявшимся, когда на нем присутствуют, включая Председателя, не менее половины его членов. Отсутствующие члены могут принять участие в заседаниях Синода при помощи электронных средств связи или посредством письменных рапортов.
Председатель: Теперь насчет монахинь. Это не месть. Они поступили просто некрасиво. Мало того, что удрали из монастыря, так еще поливают игумению грязью, что у нее не было духовного окормления и т. д. Пусть помирятся с м. Александрой, чтоб она мне написала, что их прощает, и всё на этом.
Архиеп. Софроний: Аминь. А зачем было писать об этом на весь мир?
Председатель: Для восстановления дисциплины в Церкви и чтобы пресечь впредь подобные явления.
Еп. Афанасий: Архиерей имеет право наложить прещение на монашествующих для их побуждения к покаянию и спасения их души.
Еп. Григорий: Предлагаю проголосовать за утверждение решений Синода, но у меня есть замечание, что неправильно было давать священникам сразу две награды, из которых и внеочередные.
Председатель: Согласен, давайте постановим, чтобы впредь такого не было.
Постановили: Впредь не допускать выдачу священникам одновременно двух наград.
Архиеп. Андроник: Я тоже не согласен с несколькими пунктами, о чем подам письменное мнение.
Голосовали за утверждение решений последнего Синода с внесенными поправками: За - 9;
Против -1.
Постановили: Утвердить решения Архиерейского Синода 8/21—10/23 октября 2014 года с учетом внесенных поправок.
Архиеп. Георгий: Большая просьба принять постановление, чтобы не публиковать в открытом доступе протоколы наших заседаний. Только пресс-релиз. Люди не готовы и не созрели для открытых публикаций, начинаются ссоры, взаимное поношение и нестроения в Церкви.
Архиеп. Софроний поддерживает предложение архиеп. Георгия.
Председатель: Раньше всегда протоколы публиковали в «Церковной жизни».

Еп. Григорий: Но в то время они были практически доступны одним священникам.
Председатель: Хорошо.
Постановили: Впредь не публиковать протоколы заседаний Архиерейских Соборов и Синодов в открытом доступе на период до 7 лет. Ограничиваться выпуском пресс-релизов по результатам Собора или Синода.
Еп. Григорий просит разрешения Преосвященных зачитать 3 и 4 главу Послания апостола Иакова.
Преосвященные соглашаются и еп. Григорий зачитывает.
Председатель: Мы принимали постановление о ведении интернет-дискуссий. Чтобы не выносить наши распри на весь мир. Уже и сайт «Интернет-Собор» привели было в порядок, но опять мирная обстановка была взорвана «Обращением к неравнодушным». Надо с этим закончить, строго пресекать все распри. Вся полемика должна вестись внутри нас, без выноса вовне.
2. Председатель: Что, Владыка Софроний, произошло, что Вы можете объяснить?
Архиеп. Софроний: Было собрание Петербургской епархии. Никто из посторонних не присутствовал. Я рассказал о частной поездке в Грецию. О поднятом в ходе ее вопросе о поминовении на богослужении Патриарха Иринея, которого я сам ранее, к сожалению, поминал.
Архиеп. Андроник: Еще в царское время Иерусалимский Патриарх не позволял Русской Церкви иметь епископа во Святой Земле. Сейчас Патриарх Ириней в заточении, но шила в мешке не утаишь, хиротония еп. Романа обязательно откроется, каковы будут последствия.
Председатель: Мы это сделали по благословению Патриарха Иринея. При этом мы ни в какой мере не признаем Патриарха Феофила как экумениста.
Архиеп. Софроний: Я по совести прекратил поминать Патриарха Иринея. Вы же (Председателю) его поминали.
Председатель: Вы и не должны были его поминать на великом входе. Мы поминали его только в нашем храме в Синодальном Представительстве как кафедральном
Архиеп. Софроний: Я сразу был против его поминовения, но потом, после посещения Иерусалима, проникся к нему состраданием ввиду его тяжелого положения и поминал его как страждущего, в узах находящегося. Теперь же я прекратил это и своим священникам сказал не поминать его ни на ектениях, ни на проскомидии, также не делать этого и в отношении членов МП. Епархиальное собрание закончилось. И уже через час после этого приехали еп. Дионисий, ижевские священники и другие посидеть за чаем и побеседовать о положении в Церкви.
Председатель: А зачем вы приглашали о. Всеволода Дутикова?
Архиеп. Софроний: Я не приглашал.
Председатель: Может, ижевские пригласили?
Зачитывает параграф 42 Положения об РПЦЗ, указывая, что он разрешает собираться для совещания только епископам
Архиеп. Софроний: Во время чаепития я высказал собравшимся свое частное мнение по поводу кворума на последнем Синоде. Параграф 26 Положения гласит, что определения Синода по подписании вступают в силу и изменению не подлежат. Наше «Обращение» нельзя рассматривать как попытку раскола, но как попытку выяснить
вопросы в Церкви. Нельзя рассматривать наше собрание как самочинное сборище. Хотя признаю, что надо было попросить созыва Собора и уже на Собор выйти с подобным «Обращением»
Председатель: Сам факт такого сборища - это раскол.
Архиеп. Софроний: Это - боль, крик души.
Председатель: Давайте разберем это «Обращение» по пунктам, согласны мы с ним или не согласны.
Архиеп. Георгий зачитывает пункты «Обращения», по которым Преосвященные высказывают свое суждение.
Обращение клириков и мiрян российских приходов РПЦЗ ко всем неравнодушным к судьбе Русской Зарубежной Церкви.
Председатель: Что это за обращение фактически ко всей полноте Церкви. Какое право имело это собрание? «Идите же смело, други, за Веру, Царя и Отечество». Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий)
Дорогие братья и сестры, в переломное для истории не только России, но и всего человечества время, когда мы видим приближение самых грозных апокалиптических событий, мы, нижеподписавшиеся, архипастыри, пастыри, монашествующие и мiряне
Председатель: Это уже сборище.
российских приходов Русской Зарубежной Церкви обращаемся к вам. Великое горе пришло на русскую землю: силам мiрового беззакония удалось разжечь пламя братоубийственного противостояния, тысячи матерей оплакивают своих погибших детей; многие сотни тысяч беженцев с Украины наполнили города и веси России.
Mip оказался на пороге не только холодной, но и горячей мiровой войны. В наших храмах творится сугубая молитва об умиротворении и прекращении конфликта; наши верующие — каждый в меру своих сил — словом и делом стремятся оказать поддержку людям, ставшим жертвами этой войны.
Мы убеждены, что сегодня каждый член нашей Церкви, начиная от первоиерарха и кончая самым простым верующим, должен быть миротворцем в своих делах, словах и горячих молитвах, памятуя заповедь Христову: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).
Но, к сожалению, мы вынуждены признать, что некоторая часть членов нашей Церкви пытается изменить весь традиционный курс РПЦЗ, поставив церковную жизнь на широкую дорогу ненависти к исторической России.
Председатель: Я совершенно не согласен с этим утверждением. Убежден, что нет у нас таких членов Церкви, такой группы людей, таких архиереев, утверждаю, что это ложь. Как считают другие архиереи, давайте проголосуем.
Голосовали: единогласно, что это утверждение «Обращения» не соответствует действительности.
Несколько лет тому назад митр. Агафангел, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви сказал: «Норма и цель объединения частей Русской Зарубежной Церкви есть сохранение Русской Зарубежной Церкви в том состоянии, в котором она была при наших приснопамятных Первоиерархах — митрополитах Антонии, Анастасии, Филарете и Виталии. И поэтому мы можем объединяться только с теми, кто желает оставаться или благоволит приобщиться к духовному наследию Зарубежной Церкви, и через это наследие — к Священному Преданию Вселенской Церкви».
Мы полностью согласны с этими прекрасными словами, но сегодня мы видим, что духовное наследие Зарубежной Церкви под угрозой уничтожения из-за того, что некоторые ответственные члены нашей Церкви смыкаются с откровенно политическими и, скажем прямо, антирусскими силами.
Председатель: Это ложь. Кто считает, что я смыкаюсь с антирусскими силами?
Еп. Афанасий: Владыка Софроний, скажите, какой смысл вы вкладывали в это предложение?
Архиеп. Софроний: Надо об этом всех людей спрашивать, составлявших «Обращение». Я тут один, на меня все камни. Думаю, что на «Интернет-Соборе» высказывались мысли, что нет России, нет русского народа, есть «совки».
Председатель: Так писал в РПЦЗ протоиерей Лев Лебедев, но все считали это его личным мнением и никто не поднимал из-за этого бурю.
Еп. Афанасий: Я понимаю, что смыкаться с антирусскими силами - это значит нашим архиереям принимать участие в каких-то политических организациях, митингах против России, а не иметь просто свое личное мнение о политической ситуации.
Председатель: Считаете ли Вы, Преосвященные Владыки, что среди ответственных членов нашей Церкви (архиереев) есть те, кто смыкается с антирусскими силами?
Голосовали: единогласно, что это утверждение «Обращения» не соответствует действительности.
В связи с этим мы, объединённые нашей общей скорбью и озабоченностью за судьбу Церкви, просим первоиерарха предпринять конкретные и срочные действия, направленные на улучшение общецерковной ситуации.
1. Мы с глубокой скорбью прочли деяния последнего Синода от 21-22.10.2014г за подписью митр. Агафангела, архиеп. Георгия, еп. Афанасия, не имевшего кворума и поэтому нелегитимного.
Председатель: Вот, восхитили себе полномочия Архиерейского Собора, который один может признать состоявшийся Синод легитимным или нет.
В этом документе мы видим многочисленные нарушения канонических правил, откровенную ложь против членов нашей Церкви, выступавших в последние месяцы против отступления от курса Русской Зарубежной Церкви.
Председатель: Этого нет. Считаю, нам надо принять решение, что это обвинения голословные, без указания конкретных фактов.
Вот, например, цитируем: «В самом начале своего исторического бытия, Русская Зарубежная Церковь поддалась желанию политического реванша». Реванш предполагал бы сведение политических счётов и сословную месть. Выдающийся идеолог РПЦЗ И.А. Ильин говорил: «Вернёмся в Россию без мести и корысти!». Такова была общая позиция РПЦЗ.
Председатель: Я беседовал в свое время со многими старыми зарубежниками и знаю, что они проводили постоянные сборы на армию для освобождения России, рассчитывали, что с помощью союзников смогут опять пойти войной на большевиков. Верили в это. Были соответствующии воззвания в «Церковных ведомостях»
Еп. Афанасий: Может, само слово «реванш» заменить?
Председатель: Я не считаю, что оно несет здесь отрицательное значение. Многие старые зарубежники хотели вернуться в Россию как освободители. Это не преступление и не отступление от курса РПЦЗ. Что здесь плохого?
Еп. Никон: Митрополит Виталий писал, что поначалу эмиграция наша была политической, а потом уже стала ультрарелигиозной.
Еп. Кирилл: Даже в атеистических справочниках СССР РПЦЗ называли «контрреволюционной, монархической организацией».
Еп. Афанасий приводит слова одного из священников, что ставить Белое движение во главу РПЦЗ - это безумие. Во главе Церкви может быть только Христос.
Председатель: Как раз многие или большинство деятелей Белого движения сражались под масонскими лозунгами.
Еп. Афанасий: И только в конце обратились к монархизму.
Председатель: Когда было уже поздно.
Еп. Афанасий: Никто не освободит народ, если он сам не освободится через покаяние и обращение к Богу.
Голосовали: единогласно, что это утверждение «Обращения» не соответствует действительности.
Переписывание истории, которым усиленно занимается в последнее время митр. Агафангел, весьма вольно обращаясь с историческими фактами и церковными решениями, является антиканоничным и безнравственным.
Председатель: Я не согласен с тем, что занимаюсь переписыванием истории.
Архиеп. Софроний: Видимо, здесь имеются в виду ваши высказывания, что нигде в постановлениях РПЦЗ вы не встречали о Белом движении.
Еп. Григорий: Зачем мы всё это здесь разбираем и тратим на это время? У них претензии к Митрополиту. Надо их всех собрать, устроить им встречу с Митрополитом и все их вопросы разобрать. Это будет по-пастырски.
Архиеп. Софроний выражает согласие с этим мнением.
Председатель: Нам необходимо мнение Собора об этой бумаге.
Архиеп. Софроний: Давайте соберемся с ними и пусть они нам всё выскажут.
Еп. Григорий: Да. Зачем нам разбирать это здесь?
Председатель: Тогда нам надо отвергнуть это собрание и «Обращение». А кто имеет вопросы, пусть обращается по чину: к своему правящему архиерею, на епархиальное собрание и т. д.
Еп. Никон: Может, все-таки рассмотреть до конца, ибо это претензии не только к Мирополиту, но и ко всем нам, кто не подписался под этим «Обращением». Получается, что мы все потакаем Митрополиту, молчим.
Председатель: Мы собрались, чтобы ответить на эту бумагу.
Архиеп. Георгий: А стоит ли отвечать? Такая позиция, принятая авторами «Обращения»:
Ясно, что такая позиция угодна силам, чуждым нашей Церкви, под влияние которых попал митр. Агафангел. Но такая позиция глубоко противна всем тем, кто верен спасительному курсу Блаженнейшего митр. Антония (Храповицкого), митр. Анастасия, св. митр. Филарета, митр. Виталия. Именно поэтому мы призываем всех троих: митр. Агафангела, архиеп. Георгия и еп. Афанасия пересмотреть своё отношение к истории РПЦЗ и принести покаяние.
Председатель: Написать, что Архиерейский Собор не считает, что кто-либо из наших архиереев занимается переписыванием истории и изменением курса нашей Церкви, мы сохраняем верность курсу митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия. Мы не считаем, что фраза со словом «реванш» искажает историю. Церковь следует за Христом, а не за Белым движением и т. д.
Постановили: Архиерейский Собор не считает, что кто-либо из наших архиереев занимается переписыванием истории и изменением курса нашей Церкви, мы сохраняем верность курсу митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия. Мы не считаем, что фраза со словом «реванш» искажает историю. Церковь следует за Христом, а не за Белым движением.
2.    Митр. Агафангел благословил рассматривать «Интернет-собор» как «новый
сайт   РПЦЗ»   (https://agafa-ansel. livejournal. com/74369, html).   Синод   нашей   Церкви   в
октябре  2012  года  постановил  «способствовать развитию  общецерковного  сайта
"Интернет-собор"», на который выделяются церковные деньги. Однако именно на этом
сайте стали публиковаться главные церковные документы, новости церковной жизни
вперемешку   со   статьями   антирусского   характера   и   политическими   агитками.
Необходимо прекратить порочную практику превращения церковного сайта в орудие
политической   борьбы.   Тем   более,   что   при   этом   очень   часто   помещались   без
соответствующих     комментариев     материалы,     авторами     которых    являются
откровенные враги святой Православной Церкви: так называемый Киевский патриарх
Филарет   Денисенко,   воинствующий   безбожник   А.   Невзоров   и   другие.   Русской
Зарубежной Церкви такие союзники не нужны.
Председатель: Все сразу не дается. Мы стремимся и надо усилить цензуру на сайте, до минимума сократить статьи политического содержания.
Еп. Кирилл: А я за то, чтобы оставить эти статьи как необходимый голос правды для русского народа.
Председатель: Этот сайт нужен.
Архиеп. Георгий: Необходимо запретить на нем комментарии, пусть будет чисто миссионерским.
Еп. Кирилл: Я против, чтобы на этом сайте публиковались церковные документы.
Еп. Никон: «Необходимо прекратить порочную практику превращения церковного сайта в орудие политической борьбы» Одни на стороне Новороссии, другие против. К нам приходил ксерокопировать бумаги один человек из МВД и рассказал такую правду про события в зоне политического конфликта, что стало ясно: истина где-то посредине.
Архиеп. Георгий: Сначала была история с М. В. Назаровым, а потом, с началом военного конфликта, эта борьба против Митрополита и Церкви переместилась в другую плоскость и стала еще более раздуваться. Думаю, здесь имеют место продуманные позиция и действия.
Председатель: Мы сейчас на «Интернет-Соборе» почти не публикуем материалов насчет войны.
3.    Нельзя согласиться, когда архиереи и священнослужители РПЦЗ занимаются
политической деятельностью,   принимая участие в  информационной войне против
России, недопустимо сближаясь с политиками-русофобами и своей деятельностью по
сути дела толкая Церковь на путь превращения в политическую организацию по
сергианскому образцу.
Председатель: У нас никто из архиереев не занимается политической деятельностью (членством в партиях и т. д.).
Постановили: Это утверждение «Обращения» не соответствует действительности, никто из наших архиереев не занимается политической деятельностью.
Конечно же, такая деятельность противоречит курсу великих первоиерархов РПЦЗ и грозит свободе нашей Церкви. Желание же при помощи такого компромисса обезпечить спокойную и безбедную жизнь своих приходов напоминает нам порочную практику сергиан.
4.    Мы   просим   митр.   Агафангела   прекратить   деятельность   в   качестве
руководителя и комментатора (в том числе и под псевдонимами) сайта «Интернет-
собор», который за время своего существования «прославился» крайне русофобской
политической   направленностью.   Такая   деятельность   первоиерарха,   как   и   других
клириков,  безнравственна сама по себе и входит в противоречие с 6 правилом св.
Апостолов, в котором говорится: «Епископ или пресвитер или диакон да не берёт на себя
мiрских попечений. А иначе, да будет извержен из священного чина».
Председатель: «Интернет-Собор» ~ это миссионерский проект, и пусть предоставят мне самому избирать, чем мне заниматься.
Еп. Афанасий: Я просмотрел публикации на этом сайте в хронологическом порядке: сначала был уклон в сторону Украины, потом все более нейтрально, а теперь уже нет этого.
5.    Понятно, когда клирики РПЦЗ на Украине справедливо критикуют патриарха
Кирилла. Но у многих вызывает смущение отсутствие какого бы то ни было обличения
ими так называемого патриарха Киевского Филарета, известного экумениста и еретика.
Не  слышим мы  и разоблачения  неправды униатов  и других противников святого
Православия на Украине. Почему мы, клирики Русской Зарубежной Церкви в России,
говорим об отступничестве Московской патриархии, а клирики РПЦЗ на Украине от
обличения УПЦ КП воздерживаются? Более того, на страницах «Интернет-собора»
много раз появлялись статьи, сочувственного по отношению к УПЦ КП характера.
Политика двойных стандартов неприемлема в церковной жизни. Напомним, что в 1994
году за самовольное налаживание связей с Киевским патриархом Филаретом Собор
РПЦЗ запретил в священнослужении еп. Варнаву (Прокофьева).
Еп. Никон: Скорее всего, здесь имеется в виду ряд статей на ИС, в которых давалась информация о закрытии в Крыму и Новороссии храмов всех конфессий, кроме МП.
Постановили: Архиерейский Собор отвергает обвинения в симпатиях к униатам и прочим противникам Православия на Украине, считает такие обвинения абсурдными и напоминает, что мы не принимаем из УПЦ КП клириков в сущем сане.
14.20 — Перерыв на обед. После перерыва заседание возобновляется в 15.20.
6.    Недопустимо ставить под сомнение решения Соборов Русской Зарубежной
Церкви. Мы считаем возможными различные политические оценки, взгляды на
исторические события, дискуссии по тем или иным вопросам, ибо, как говорит св.
апостол, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами и
искусные» (1Кор. 11:19). Но никто не имеет права отвергать Предание нашей Церкви.
Мы должны свято помнить, что Соборы РПЦЗ проходили «Духу Святому
содействующу» и были свободным голосом всей страждущей Православной Русской Церкви не только за рубежом, но и на родине.
Нам странно было прочесть заявление митр. Агафангела от 7.10.2014 о том, что он «никогда не слышал» о «миссии "хранения святой Белой идеи"» Русской Зарубежной Церкви, в то время как её Соборы и великие первоиерархи неоднократно говорили о важности сохранения лучших традиций Белого движения.
Так, в обращении Первого Всезарубежного Собора «Христолюбивым воинам Русской Армии и Доблестному Вождю» ген. Врангелю есть такие слова: «Но и все русские, любящие отчизну свою и страдающие её болью, пусть помнят о тебе, дорогое наше воинство, и не только словом правды, но и делом помогают тебе и убеждают в том других. Да вразумит Господь и другие народы поддерживать тебя. Пусть поймут они, что боролось ты не только за Русь, но и за весь мiр, за Веру и за мирную жизнь». И мы, как верные чада Русской Зарубежной Церкви, повинуясь соборным постановлениям, заявляем о необходимости быть верными Белому делу, которое Блаженнейший митр. Антоний (Храповицкий) называл «Братством Русской правды», а не заниматься благословением неопетлюровщины.
Председатель: Первый Всезарубежный Собор призвал к восстановлению Дома Романовых, причем это было принято незначительным большинством голосов, но уже в 1923 году РПЦЗ было принято постановление о неучастии в политике. Сколько я не просматривал протоколы в архиве РПЦЗ, нигде не видел постановлений о Белой идее, что РПЦЗ «должна хранить Белую идею». На личном уровне в Зарубежной Церкви эти идеи высказывались, но не на уровне церковных постановлений. Более того, Белое движение и монархисты были в непростых отношениях. Более всего меня задело, что ижевские священники, еще сами не отмывшись, как следует, от красноты, взялись учить о Белом движении всю Зарубежную Церковь.
Архиеп. Георгий: Задача Церкви хранить верность Христу, а не Белой идее. Я не читаю в Символе веры: «Верую в Белую идею...»
Еп. Афанасий выражает согласие с Преосвященным Георгием.
Председатель: Необходимо отметить, что Царя арестовали именно представители Белого движения. Именно белые уничтожили монархию. А красные расстреляли уже арестованного Царя. Все не просто.
Архиеп. Иоанн: Где факты благословения неопетлюровщины?
Председатель: «Я знаю, что если сюда придет Новороссия, нас тут уничтожат на 100%» Рассказывает о планах деятеля МП в Одессе Каурова по захвату Синодального Представительства и о свидетельстве об этом одного из священников МП.
Еп. Никон: Они уже в Крыму и Донбассе это делают.
Председатель: Так что, мне молиться за Новороссию? Естественно, мы просили, чтоб эти супостаты сюда не дошли. Джон Хербст, как человек компетентный в этих делах, предупредил меня, что Одесса может быть захвачена. Может, придется призывать к защите наших святынь.
Еп. Никон: У нас, в РФ, идет сейчас очень сильная пропаганда, и для людей всё выглядит так, что Америка воюет с Россией через Украину.
Председатель: По крайней мере, правительство Украины дает нам жить и развиваться. Обвинение в «Обращении» не соответствует действительности. По крайней мере, я постановлений Соборов о Белой идее не встречал. Пусть найдут таковые, тогда извинюсь.
Еп. Афанасий: При чем тут идея? Нас ведет Христос, а не какая-то идея. Надо сказать, что люди второстепенное ставят на первое место, пренебрегая главным.
Председатель зачитывает документ (прилагается) из журналов Киевской канцелярии митрополита Антония (Храповицкого) от 1918 года, в котором, по заявлению Министра исповеданий Украины, рассматриваются случаи поминовения священниками на богослужении российской власти. Митрополит Антоний предписывает им молиться о «богохранимой нашей державе Украинстей и о благоверном гетмане Павле», также предписывает разобраться с этими священниками в дисциплинарном отношении. Согласно авторам «Обращения», получается, что митрополит Антоний не патриот, что абсурдно.
Архиеп. Георгий: Кстати, именно представители Белого движения рассматривали независимую Украину как плацдарм для борьбы с большевиками.
Председатель: У авторов «Обращения» путинская Россия перемешалась в голове с Россией императорской, а Украина с петлюровщиной.
Постановили: Это утверждение «Обращения» не соответствует действительности, никто из наших архиереев не занимается благословением петлюровщины.
7.    Вызывает возмущение,  что в разжигании русофобии активно принимают
участие клирики Русской Зарубежной Церкви прот. Олег Миронов (Канада), иер. Андрей
Трачук   (Украина)   и  некоторые   другие.   Совершённое  ими ритуальное   осквернение
российского флага (флага Белой борьбы),  оскорбление русского народа не вызывает
протеста у первоиерарха.  Напротив,  он обвиняет их критиков в нетерпимости к
инакомыслящим. Конечно, подобная политика глумления над тем, что было всегда свято
для членов РПЦЗ, постепенно, но верно, уничтожает нашу Церковь.
Председатель: Мне неизвестны такие случаи. Отец Олег Миронов относится к ведению Владыки Андроника. А у о. Андрея Трачука своя позиция, у меня с ним вообще напряженные отношения, в частности в связи с пристрастием его к имябожию.
Архиеп. Андроник: Вроде бы, какой-то жест о. Олег там делал...
Архиеп. Софроний: Вынес из храма российский флаг, назвал его тряпкой. Между тем в архиве имеются фотографии, где митрополит Виталий сидит на фоне этого флага, множество людей проливали за него кровь.
Еп. Григорий: У нас был настоятель, бывший военный, который вместе с хоругвями держал имперский российский флаг, носили его и на крестные ходы.
Председатель: Никогда не видел, чтоб в Зарубежной Церкви были флаги в храмах, обычно они размещались в приходских домах, кабинетах и других местах.
Архиеп. Софроний: Но были же, и есть.
Еп. Кирилл: Этот человек ~ бывший военный.
Председатель: Такого рода случаи, как у о. Олега Миронова, ~ дело его взаимоотношений с правящим архиереем. Если бы была осквернена святыня церковная, за это надо бы было запретить. Но случай с флагом - это не дело церковного разбирательства. Если он вынес просто флаг из храма в притвор - не страшно, а если сжег и надругался, то правящий архиерей должен сделать внушение, наложить епитимию. Ко мне не было специального обращения насчет этого.
8.    Глубоко   огорчает   небратское   отношение   к   собратьям-архипастырям,
непогрешимый и окончательный тон, превышение своих полномочий, в то время как
архипастырь   Православной   Церкви   должен   помнить   34-е  Апостольское   правило,
гласящее: «Епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать его как
главу; и ничего, превышающего их власть, не творить без его рассуждения. Делать же каждому только то, что касается его епархии и мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не делает без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие и прославится Бог»
Председатель: Допускаю, что иногда мог вести себя грубо...
Еп. Никон: Почему обиженному лично не написать в таком случае Митрополиту и не разобраться?
Председатель: Но почему меня собратьям можно поносить (интервью Владыки Дионисия)? Впрочем, если плохо к кому отнесся, прошу прощения.
Еп. Никон: Сколько ни писал я к Митрополиту, он всегда мне отвечал.
Архиеп. Георгий: Может, мы редко общаемся, поэтому некоторыми может ощущаться холодность, недостаток любви... Иногда Митрополит повышал тон, но потом просил прощения.
Председатель: Если повышал тон, прошу прощения у всех, постараюсь быть лучше.
Архиеп. Георгий: Я-то не замечал авторитарности. Но никто из нас не был «в шкуре» Первоиерарха.
Еп. Афанасий: Как раз враги нашей Церкви, видя самостоятельность и неподверженность внешним силам Первоиерарха, что это к благу РПЦЗ, раздувают кампанию: «Уходи, уходи!»
Председатель: Это вот пример Назарова. Я в ответ на его выпады где-то написал, что его поведение напоминает мне поведение работника ФСБ. Он это подхватил... Такого тона никогда не было в нашей Церкви. У нас было правило, что обращения в неподобающем тоне не рассматриваются.
Архиеп. Георгий: И если что пишут в Синод, пусть присылают на бумаге, а не через интернет, в общем доступе.
Председатель: Мы не должны показывать в интернете перед всеми наши разногласия. Только в личном плане надо всё решать.
Архиеп. Георгий: Если есть у кого к Митрополиту претензии, скажите сейчас.
Еп. Григорий напоминает случай с женщиной, которая при Граббе издавала журнал против Синода, но никто ее не трогал.
Председатель: Это мирянка, главное, чтоб между архиереями не было недомолвок.
Архиеп. Софроний:  На Соборе в Навережье, когда мы большинством голосов были против анафемы на сергианство, вы повысили тон, сказали, что мы сползаем в болото, что нас надо распустить... Не надо было публиковать эти материалы, они вызвали смущение в Церкви.
Председатель: К сожалению, в тот момент я вспомнил поведение митрополит Виталия, когда архиереи не хотели утверждать анафему на экуменизм. Я его никогда таким не видел.
Еп. Григорий: Мы вас тоже никогда таким не видели.
Председатель: Я прошу прощения, но тогда митрополит Виталий заставил всех проголосовать. Марк и прочие договорились быть против, но когда митрополит накричал на них, все проголосовали. Но так нельзя, я согласен.
9. «Отлучение от Церкви» Михаила Викторовича Назарова, одного из самых уважаемых членов РПЦЗ, было совершено с нарушением канонических и нравственных
норм. Мы не можем его признать законным, поскольку при рассмотрении не присутствовал ни обвиняемый, ни его представитель; среди предъявленных обвинений было много материалов клеветнического характера; несмотря на то, что Архиерейский Собор не выносил решения об отлучении от Церкви М.В. Назарова, тем не менее митр. Агафангел вскоре по окончании Собора без церковного суда единолично объявил о том, что М.В. Назаров, оказывается, отлучён от Церкви и никто не имеет права с ним общаться.
Конечно, каноничность этого деяния мы, руководствуясь правилами святых отцов и своей христианской совестью, признать не можем.
Архиеп. Софроний: Надо дать право Назарову защищаться на Синоде, Соборе, может, он принесет покаяние.
Председатель: Я с ним говорил, переписывался, у нас всё выяснено.
Архиеп. Андроник: Если суд, то надо его провести в личном присутствии обвиняемого, заочно решать его участь нельзя.
Еп. Николай: Он живой человек...
Председатель: Я смогу Назарова далее слушать и далее разбирать его дело, если он извинится. Без этого с таким хамом разговоров быть не может. Пусть покажет, где я его оскорбил, как он меня. Сказал только, что его поведение похоже на поведение работника ФСБ, и то прямо его не назвал же работником ФСБ.
Еп. Никон: Пусть бы батюшки, которые стоят за Назарова, для начала уговорили его попросить прощения.
Архиеп. Георгий: Я уважал Назарова, но когда увидел его состояние на Синоде и позже, то он произвел на меня впечатление какого-то другого, психически больного человека.
Архиеп. Софроний: Это не лишает его права на суд. Указ об отлучении Митрополитом ему дан на бланке Синода, от имени всей Церкви, но Собор утверждал отлучение его только от Причастия, но не от молитвенного и бытового общения.
10.    Мы убеждены,   что   освобождение   из  греховного  плена  нашего   народа
невозможно  без  преодоления  пагубного  наследия  советчины,   одним  из  проявлений
которого как раз и является украинский национализм. Прискорбно наблюдать, как одни
готовы защищать памятники Ленину, а другие, сокрушающие эти памятники, готовы
проливать  море  крови за  прочерченные  бесноватым Лениным  границы  советских
республик, разделяющие триединый народ.
Председатель: Они тут вообще призывают к переделу границ.
Архиеп. Георгий: РФ и Украина - порождения рухнувшей советской империи. При чем тут РПЦЗ - рядить об этих границах. Происходит как бы дергание за ниточки менталитета бывших советских людей. Изображают из себя то казаков, то белогвардейцев... Их патриотизм основан на советском менталитете. А восстановиться они могут только через покаяние.
11.    Считаем,   что  виновники  всех  вышеуказанных  злоупотреблений  должны
признать свои решения ошибочными и сделать всё, чтобы уврачевать нестроения, ими
произведённые, в духе Христовой любви и верности традициям Русской Зарубежной
Церкви.
12.    Мы видим и убеждаемся, что деятельность митр. Агафангела по управлению
Церкви, чем дальше, тем больше попирает традиции и соборные решения РПЦЗ, что
вызывает справедливое возмущение у клириков и широких кругов мiрян. Ввиду этого мы
сознаём, что может наступить такой момент, когда мы будем вынуждены применить указ св. патриарха Тихона № 362 в своей церковной деятельности (объективные условия для применения этого указа уже созрели). Мы ждём окончательного слова, которое должна сказать по этому поводу соборная полнота нашей Церкви.
Еп. Афанасий: Это кульминация «Обращения», ультиматум, который поставлен всей Церкви группкой людей.
Председатель: Ссылка на указ №362 здесь неуместна, ибо Высшее Церковное управление действует, и связь с ним не нарушена.
13. Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем, поскольку, не претендуем на полномочия, нам не принадлежащие.
14.    Никаких новшеств в церковной жизни мы не вводим, но лишь желаем, чтобы
наша  Церковь   жила   согласно  решениям   Соборов  РПЦЗ   и   каноническому   праву
Православной Церкви.
15.    Распоряжения, смущающие нашу и нашей паствы совесть и по нашему
убеждению нарушающие каноны Церкви и постановления Соборов РПЦЗ, исполнять не
можем.
16.    Мы просим прощения у всех тех, кого волей или неволей обидели словом, делом
или каким иным образом. Мы уверены, что только в духе христианской любви и верности
великим отцам и Соборам РПЦЗ сможем преодолеть все искушения и вызовы нашего
смутного    времени.    Мы    выражаем    надежду    на    взаимопонимание    собратьев
архипастырей, пастырей, мiрян как в России, так и за границей и поддержку наших
действий. Будем утешаться апостольским призывом: «В усердии не ослабевайте, духом
пламенейте, Господу служите, утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в
молитве постоянны» (Рим. 12:11).
Архиеп. Софроний: Если звучит упрек в ультимативности, то вспомним Послание Восточных Патриархов, согласно которому хранителем веры является весь народ Божий. Мнение народа надо всегда учитывать и предвзято к нему относиться нельзя.
Еп. Никон: Мы всё здесь читали, слушали, есть несколько пунктов, которые наиболее подверглись нашему разбору. Почему не было это сделано в законном порядке: от священников к правящему архиерею и потом к Собору?
Председатель: Это собрание - раскол по факту. Мы тоже церковный народ.
Еп. Никон: Ижевские священники приехали на это собрание, хотя правящий архиерей им запретил. Зачем было их принимать, подталкивая к нарушению дисциплины.
Председатель: Так я и Владыке Софронию написал, предупредив, чтоб он так не поступал. Но он наплевал на мое предупреждение.
Архиеп. Софроний: Я не наплевал, просто не видел канонических препятствий для их приезда не на епархиальное собрание, а просто пообщаться.
Председатель: Это лукавство.
Архиеп. Софроний: Это мое мнение. Я писал, что сознаю, что нужно было попросить созвать Собор и к Собору обратиться.
Председатель: Не только это надо осознать. Всё делать надо внутри нас, по процедуре. Надо сейчас добиться дисциплины, иначе Назаров и его партия нас развалят. И сестры, почему я их наказал, пусть попросят прощения у Матушки. Вопрос дисциплины сейчас выходит на первое место.
Архиеп. Георгий зачитывает свое личное мнение (прилагается).
Председатель: Мы не получили оригинала «Обращения» с подписями. Предлагаю ради мира церковного написать, что мы не обнаружили фактов в этом «Обращении». Пусть проведут епархиальные собрания, соберут факты и архиереи передадут на следующий Синод или Собор, чтобы мы могли предметно рассмотреть
Архиеп. Иоанн: Кто-то из подписавших «Обращение» находится под запретом?
Председатель: Да, ижевские клирики. Надо решить, что делать с епископами Дионисием и Иринеем.
Архиеп. Софроний: Они уговаривали меня не ехать, но вы, архиереи, моя семья, я чувствую боль и поэтому я здесь.
Еп. Григорий: «Я и о. Германа просил поговорить с Вл. Дионисием, чтоб он приехал на Собор». Зачитывает Обращение к Собору от своей епархии (прилагается), в котором, в частности, выражается просьба пересмотреть вопрос о вынесенных прещениях.
Председатель: Хорошо, пересмотрим. Но эти ижевские столько понаписывали.
Еп. Никон: Они все настроены остаться с нами только если положительно ответят на их «Обращение».
Председатель: У них всех одна назаровская цель: убрать меня. Но думаю, ради мира церковнаго, надо постановить, что я предлагал выше. Пусть приведут мои якобы русофобские цитаты и т. д. и представят через своих правящих архиереев, ибо в этом «Обращении» нет фактов.
Еп. Афанасий: Затянуть эту бодягу — это загробить Церковь, вы читали, что они пишут?
Председатель: Если мы растянем, может, многие не уйдут или вернутся. Ижевские клирики теперь ко мне не относятся. Пусть Вл. Афанасий, если захочет, пишет мне документ, чтоб я снял с них прещение, и я сниму.
Архиеп. Иоанн: Зачем было передвигать границы епархий?
Председатель объясняет это поведением ижевских клириков, после их оскорблений считает нецелесообразным оставлять их в своем подчинении на прежнем статусе приходов МП под омофором РПЦЗ.
Еп. Никон говорит об оскорблениях ижевских клириков в адрес Митрополита.
Архиеп. Софроний: Это началось после «Обращения», когда их назвали «сборищем».
Председатель: Нет, гораздо ранее, их буквально взбесило, когда я сделал им замечание по поводу слов в их передачах о митрополите Виталии и Солженицыне.
Архиеп. Георгий вновь говорит о необходимости запретить комментарии на «Интернет-Соборе».
Архиеп. Софроний: Я давно говорил, что надо запретить анонимные комментарии.
Еп. Афанасий зачитывает записку к Собору (прилагается).
Председатель: Эти испытательные сроки для приходящих из МП не дают никакой гарантии. Они могут год или два молчать, а потом все равно дух их скажется. В идеале, конечно, хорошо бы иметь место типа Джорданвилля, чтоб они там пожили, приобщились к духу РПЦЗ, но это трудно.
Еп. Григорий: Надежды эти утопические. Большинство из перешедших в МП были в Джорданвилле. Зависит, как человек идет к этому, что он берет из этого.

Председатель: Это уже от личности зависит. У нас на Украине семинария, проводим собрания, священники общаются, живут сплоченной семьей. Важно, чтоб не было оторванности, изолированности. Для этого и видео-трансляции служб и прочее.
Еп. Григорий: Так было и у нас в Южной Америке. Много мы написали безответных писем в Синод Вл. Лавра. Только тогда они спохватились, когда на унию мы с ними не пошли. Когда до унии я приезжал на Всезарубежный Собор и спрашивал о причине отсутствия ответа, то Вл. Марк сказал, что они такие обращения бросают в мусорку; Вл. Гавриил извинился, что не отвечал; а Вл. Лавр все время мне врал, что никакого объединения не будет.
Еп. Афанасий: Мы не определились по отношению к епископам Дионисию и Иринею.
Еп. Николай: Перенесем этот вопрос на завтра, а пока подумаем.
Еп. Григорий: Не надо переносить.
Еп. Николай: Они архиереи, а не священники. Куда спешим. Зачем их выкидывать. Давайте 2-3 архиерея соберемся, поедем к ним, поговорим. Готов попросить у них прощения, если что не так.
Председатель: Давайте их запретим, а потом езжайте и разговаривайте с ними. Иначе мы с назаровщиной не покончим.
Еп. Кирилл: Зачем их удерживать.
Еп. Николай: Евангелие и Закон Божий так не позволяют. Ошибся человек, будем давить?
Председатель: Но иначе они нас задавят.
Еп. Николай: Надо приглашать их по канонам до трех раз.
Архиеп. Софроний поддерживает.
Еп. Афанасий: Мы, десять архиереев, в начале заседания звонили еп. Дионисию, все слышали, что он ответил.
Архиеп. Георгий: Они воспользовались вами, Вл. Софроний, и если мы поступим с ними либерально, все негативные последствия падут на вас.
Еп. Николай: Еп. Дионисий уговаривал меня, говорил, что Митрополит плохо ко мне относится.
Председатель: Ну вот видите, они хотят раскол устроить. Это готовилось.
Еп. Николай: «Меня завербовать невозможно, свое мнение всегда сохраню». Опять предлагает поехать трем епископам.
Архиеп. Георгий зачитывает письмо к еп. Дионисию от еп. Григория с увещанием прибыть на Собор, зачитывает интервью с еп. Дионисием на сайте священника С. Кондакова.
Председатель: Это все ложь, что он говорит, на Воронежском собрании как раз я предложил написать письмо митрополиту Виталию. Я его передал, и оно лежало распечатанным на столе у каждого архиерея.
Архиеп. Георгий: Вспомните РИПЦ. Такое впечатление, что у еп. Дионисия «горе от ума», неспокойный дух, ему легче уйти в раскол, чем приехать и разобраться с наболевшими вопросами.
Еп. Николай: Если мы их запретим, они облекутся для себя в мантию мучеников.
Председатель: Для них главное развалить нашу Церковь, убрать меня. Это назаровская установка.
Еп. Никон: А кто из прихожан у ижевских не согласен, удаляют с приходов.
Архиеп. Георгий и Председатель выражают мнение, что запретить епископов Дионисия и Иринея - это оградить остальных. Это не наказание, а призыв к ним, последний крик Матери к своему заблудшему сыну. Запрещение ~ это не конец для человека. Это призыв к покаянию.
Еп. Григорий: Может, дать им время до следующего Синода на примирение?
Председатель: Таковых надо изгонять, иначе они далее будут разлагать нашу Церковь.
Архиеп. Георгий: А люди будут видеть, что они не запрещены, и соблазняться.
Еп. Николай: Когда я просил запретить священника Виссариона, тогда решили подождать, а насчет архиереев ждать не хотим.
Председатель: Отца Виссариона мы не знали, а еп. Дионисия знаем 20 лет.
Еп. Афанасий: Сколько можно терпеть. Это просто непорядочные люди - такое писать в интернете.
Председатель: За это только надо их запретить на основании нашего Постановления о ведении дискуссий в интернете.
Еп. Афанасий: Затянули с Назаровым, так нельзя было, надо было сразу принимать меры.
Председатель: Надо навести порядок, некоторых запретить за хамство в интернете. Они уже перешли все границы, только у нас такая грязь льется. Надо пресечь.
Вопрос о запрещении в священнослужении епископов Дионисия и Иринея ставится на голосование: За запрещение - 7, против - 0, воздержались - 3.
Постановили: За противление Архиерейскому Собору, за отказ явиться на его заседания, за отзыв о своих собратьях в СМИ в неподобающем тоне запретить епископов Дионисия и Иринея в священнослужении до их покаяния. В случае покаяния еп. Иринея, ввиду отсутствия на его приходах служащего священника, предоставить Первоиерарху РПЦЗ право почислить Преосвящ. Иринея на покой с правом служения иерейским чином с последующим рассмотрением его дела на ближайшем заседании Архиерейского Синода.
Еп. Николай вопрошает каждого из архиереев, имеет ли тот что-либо против него. Все отвечают, что нет.
Архиеп. Георгий по просьбе еп. Николая зачитывает фрагмент о Грузии из письма Синода ИПЦ Греции Первоиерарху РПЦЗ.
Председатель: В Грузии священники различных юрисдикции пишут друг на друга различные в Грецию жалобы. Я сказал греческим братьям, что не знал о положении в Грузии, и что мы им по этому поводу ответим. Поэтому попросил Вл. Николая подготовить отчет и фотографии о своей деятельности в Грузии, чтоб им отослать.
Еп. Николай рассказывает о священниках греческой юрисдикции в Грузии и своих отношениях с ними. «Мне звонил архимандрит Григорий, что его греки поставят епископом на Грузию. Я сказал: «Пожалуйста». Но я оттуда все равно не уйду. За этот год я очень старался вести деятельность в Грузии, между прочим, болел. 10.10.2014 года зарегистрирована ИПЦ Грузии. Сейчас намереваемся купить участок для строительства храма в Тбилиси. Добиться этого было нелегко, до этого с 1999 года был Союз православных христиан. 2-3 раза в год я бываю в Грузии на срок от одного до трех месяцев. Там мои родители и другие родственники. Брат мой священник служит в Поти. Одного священника я рукоположил после семинарии, но он потом исчез, еще позже написал, что не признает нас. Три священника ушли от меня после моей хиротонии в
РПЦЗ. Греков за такое их поведение я поминать не буду, честно говорю. Если хотите, чтоб я был в нашей Церкви, я против никого ничего не сказал.
Председатель: Греческий Синод хочет вас по жалобам своих грузинских священников устранить. Хорошо, если бы вы подготовили сообщение о своей деятельности с фотографиями.
Еп. Николай: Почему мы должны оправдываться перед греками?
Председатель: Мы не оправдываемся.
Еп. Николай: Так не делают. Надо ответить им, что у нас всё хорошо и всё. А то они нам указывают, нашу Церковь все уничижают.
Председатель: Можно сделать выписку из протокола и послать им.
Архиеп. Софроний: Если вы говорите, что вы не говорили грекам, что вас обманули, это и меня касается, это клевета. Надо им написать, что такого не было, и вы такого не говорили.
Архиеп. Георгий: Греческие братья вообще не имели права такое писать.
Председатель: Надо составить такой ответ и насчет Грузии, и насчет Патриарха Иринея, чтобы наши греческие собратья успокоились.
После обсуждения,
Постановили: Поручить Преосвященному Афанасию составить дипломатичный ответ Синоду ИПЦ Греции по данному вопросу.
Заседание 1-го дня работы Собора заканчивается в 18.50 пением "Достойно
есть..."
Протокол № 2.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.
Второй день заседаний, 13/26 ноября 2014 года.
Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 10.40 пением "Царю Небесный...".
Зачитывается Протокол №1 первого дня заседаний Собора, вносятся поправки.
Председатель представляет подготовленную им Докладную записку Собору по поводу событий, связанных с "Обращением клириков и мирян российских приходов РПЦЗ ко всем неравнодушным к судьбе Русской Зарубежной Церкви" от 17/30 октября 2014 года.
Преосвящ. Георгий зачитывает Докладную записку (прилагается).
Председатель: Текст получился длинным, так как я при подготовке включил в состав Записки разбор «Обращения». Мы запретили в священнослужении епископов Дионисия и Иринея, но мы должны наказать и Вл. Софрония хотя бы символически. Отсутствие наказания может привести к соблазну людей. Предлагаю на пять лет ограничить ему выезд за пределы его епархии.
Архиеп. Софроний: Я тоже подготовил доклад Собору.
Еп. Афанасий: Вл. Софроний, считаете ли вы себя виновным?
Архиеп. Софроний: Считаю виновным, что не попросил созыва Собора и не обратился со всеми вопросами к Собору.
Еп. Афанасий: Слава Богу.
Преосвящ. Софроний зачитывает текст своего доклада (прилагается).
Чтение текста доклада периодически прерывается обсуждением поднятых в нем вопросов.
Обсуждается вопрос о иерейской хиротонии, которую совершил Председатель над иеродиаконом Ефремом (Барановским), будучи облаченным в епитрахиль и мантию без служения литургии, за которой был рукоположен иеромонах Ефрем, и которая совершалась другим священником.
Председатель объясняет, что он допустил такое нарушение чинопоследования по икономии в связи со своим плохим самочувствием (высокая температура) и неудобством, по пастырским соображениям, откладывания этой хиротонии на более поздний срок.
Еп. Григорий: Можем ли мы признать такую хиротонию?
Архиеп. Георгий: Можем, учитывая историю формирования чина рукоположения.
Еп. Афанасий: Как исключение, можно признать, но так более быть не должно.
Еп. Григорий: Мы упрекаем патриарха Кирилла за нарушение чинопоследования Таинства Крещения, а у нас самих архиерей рукополагает без участия в литургии.
Председатель соглашается, что впредь такое недопустимо.
Постановили: Признать действительной данную хиротонию с указанием на недопустимость повторения такого в будущем.
По окончании чтения доклада архиеп. Софронием и обсуждения его Преосвященными, на голосование поставлена следующая мера епитимий для архиеп. Софрония: лишение на пять лет права быть постоянным членом Архиерейского Синода и запрет сроком на пять лет выезжать за пределы своей епархии.
Голосовали: За - 6, против - 2, воздержались -1.
Постановили: За организацию неканоничного собрания, отсутствие без уважительной причины на заседании Архиерейского Синода, превышение своих полномочий, выразившееся в обсуждении не подлежащих его ведению вопросов в отношениях с ИПЦ Греции, лишить Преосвященного Софрония права быть постоянным членом Архиерейского Синода сроком на пять лет, а также сроком на пять лет запретить ему выезд за пределы своей епархии, кроме исключительных случаев по благословению Первоиерарха, Архиерейского Синода или Архиерейского Собора.
В связи с исключением из состава Синода архиеп. Софрония Преосвященные обсуждают кандидатуру долженствующего заместить его архиерея. Также обсуждается вопрос об увеличении количества постоянных членов Синода до семи, включая Председателя.
Голосовали за избрание в состав Синода Преосвящ. Кирилла: За - 8, против - 1, воздержались - 0;
Голосовали за избрание в состав Синода Преосвящ. Никона: За - единогласно.
Постановили: Увеличить число постоянных членов Синода до семи, включая Председателя. Включить в число постоянных членов Синода Преосвященных Кирилла и Никона.
Еп. Никон предлагает передать Московскую епархию в ведение еп. Афанасия. После обсуждения,
Постановили: Назначить Преосвященного Афанасия управляющим Московской епархией.
14.57 -- Перерыв на обед. После перерыва заседание возобновляется в 15.57.
3. Преосвящ. Георгий зачитывает письмо из Синода ИПЦ Греции Первоиерарху РПЦЗ (прилагается).
После прочтения Председатель просит прочесть его ответное письмо в Синод ИПЦ Греции.
Преосвящ. Георгий зачитывает ответное письмо Первоиерарха РПЦЗ в Синод ИПЦ Греции (прилагается).
Председатель: По поводу Патриарха Иринея, думаю, что ответил нашим греческим братьям достаточно. Как мог, поговорил с еп. Романом, объяснил ему, что будет смущение у греческих паломников, если они услышат, как он поминает Патриарха Иринея. Сами греки не так против этого, настаивают на непоминовении Патриарха их российские клирики Константин Кочегаров и еще один священник. Для окончательного разрешения вопроса мне необходимо встретиться с греками лично. Традиционно в течение последних десятилетий РПЦЗ не поминала никого из Восточных Патриархов, в том числе и Иерусалимского, за исключением Святой Земли. Однако, мы не должны терять хороших отношений с Патриархом Иринеем, хоть и не находимся с ним в евхаристическом общении.
Архиеп. Софроний считает, что вообще не должно поминать Патриарха Иринея вне Святой Земли, так как последний не порывает с официальным православием.
Архиеп. Андроник говорит, что поминает Патриарха Иринея только когда служит во Святой Земле.
Еп. Никон: Правильнее было бы запросить у Вл. Иринея его мнение об экуменизме.
Еп. Афанасий выражает согласие с мнением Преосвящ. Никона.
Председатель: Надо подготовить записку на подпись Патр. Иринею, что он не признает экуменизм и все модернистские новшества.
Еп. Никон: Вообще, когда мы исторически поминали во Святой Земле Иерусалимского Патриарха, не вставал вопрос о нашем отступлении от православия.
Председатель: Этот документ нужен не для нас, а для успокоения греков.
Еп. Григорий: Может быть, так и написать грекам, что мы поминаем Патр. Иринея во Святой Земле по нашей традиции?
Постановили: 1) Сообщить братскому Синоду ИПЦ Греции, что нигде в приходах РПЦЗ не совершается поминовение ни Восточных Патриархов, ни, в том числе, Патриарха Иринея. Имеются обстоятельства, которые Первоиерарх сможет уточнить только при личной встрече. 2) Запросить письменное мнение Патриарха Иринея об экуменизме и иных модернистских новшествах.
Председатель: По поводу Грузии считаю, что надо написать грекам, что мы рассмотрели этот вопрос, и Преосвящ. Николай сообщил о регистрации ИПЦ Грузии. Вл. Николаю необходимо сделать копию регистрационного документа и передать ее грекам.
В отношении чиноприема, думаю, надо записать, что в РПЦЗ никогда не поминали на проскомидии членов официальных Церквей и МП. Я не знаю, что ответил в переписке свящ. Константину Кочегарову иерей Алексий Иванов.
Зачитывается Докладная записка Собору прот. Леонида Пляца, выражающая обеспокоенность по поводу угрозы, по мнению автора, радикализации экклезиологии и богослужебной практики РПЦЗ.
Архиеп. Георгий: Это проблемы полемические.
Председатель считает, что время для пределов допустимой икономии, указанных в Докладной записке, прошло.
Еп. Никон: Советская церковь - это подделка, икономия возможна по отношению только к простым людям.
Еп. Кирилл приводит в пример икономии прославление во святых архиепископа МП Серафима (Соболева) в братской ИПЦ Болгарии.
Еп. Афанасий считает недопустимым поминовение на проскомидии членов официального православия ни в каких случаях.
Преосвященные обсуждают чиноприем приходящих из МП.
Председатель: Считаю, что различные виды чиноприема имеют значение не для нас, но для тех, кого мы принимаем. В каждом случае надо применять индивидуально то, что для них полезно.
Архиеп. Софроний делится опытом восполнения Таинства Крещения трехкратным погружением в своей епархии.
Архиеп. Георгий: Раньше уже испытывались разные чины приема из МП в РПЦЗ.
Председатель: Да, так было, но это не помогало. Считаю, что в отношении чиноприема необходимо более строгое отношение, но не выходя за рамки нашей традиции.
Еп. Григорий: Я часто слышу, что мы не имеем права признать МП безблагодатной. Почему для нашей Церкви нашим Собором мы не можем принять такое решение?
Архиеп. Георгий: Мы не говорим о благодатности, но о чиноприеме.
Еп. Никон: Может, установить пределы, в которых может действовать при чиноприеме правящий архиерей?
Председатель: Мы можем принять общее правило, которое может быть строгим, но при этом мы будем считаться с местной практикой в различных частях нашей Церкви. Можно сказать, что у нас нет молитвенного общения с МП и поминовения членов МП на проскомидии.
После обсуждения,
Постановили: 1) Поскольку мы не имеем молитвенного общения с представителями официальных Восточных Церквей и РПЦ МП, мы не поминаем членов этих юрисдикции на проскомидии. 2) К каждому случаю приходящих из РПЦ МП относиться индивидуально, предоставляя выбор формы чиноприема на усмотрение правящего архиерея.

4.    Слушали: Председателя о деятельности Благотворительного Фонда РПЦЗ.
Преосвящ. Софроний зачитывает письмо Д. Гончарова. Передает Председателю
отчеты о деятельности Фонда в период с 2009 по 2012 годы.
После обсуждения,
Постановили: 1) Обязать руководство Благотворительного Фонда РПЦЗ до конца текущего года по старому стилю предоставить отчет о его деятельности каждому из архиереев. В случае невыполнения данного постановления, считать этот Фонд ликвидированным. 2) Благословить иерею Валерию Леоничеву организацию Благотворительного Фонда РПЦЗ в России.
5.    Слушали: Письмо в адрес Архиерейского Собора от Приходского Совета храма
Виленских мучеников в г. Мельбурн Австралийской епархии.
Постановили: Поручить окормление Австралийской епархии Преосвященному Андронику.
Слушали: Архиеп. Георгия о хиротонии викарного епископа для Молдавской епархии.
Постановили: Пригласить архимандрита Анфима (Тудоса) на следующий день соборных заседаний.
Имели суждение: Об окормлении Западно-Европейской епархии. Постановили: Поручить окормление Западно-Европейской епархии Преосвященному Никону.
6.    Слушали: Еп. Афанасия о лишении священного сана иеромонаха Владимира
Хорунжего.
Голосовали: за лишение священного сана — 9, против — 1, воздержались - О Постановили:   За   многочисленные   оскорбительные   высказывания   в   адрес священноначалия,   игнорирование   многократных   предупреждений   и   запрещений   в священнослужении, в соответствии с 55 Апостольским Правилом, лишить иеромонаха Владимира Хорунжего священного сана.
Еп. Григорий зачитывает обращение к Собору группы верующих нашей Церкви в Америке с приложением подписей (прилагается).
Председатель: По поводу деятельности сайта «Интернет-Собор» было решено усилить цензуру. Беру на себя ответственность по удалению грубых комментариев. Всё на сайте уже изменилось к лучшему, но ситуация была вновь обострена вышедшим «Обращением». Этот сайт не нравится также недоброжелателям нашей Церкви, но в целях ее информационной защиты мы должны стараться этот сайт сохранить.
Преосвящен. Георгий раздает членам Собора проект Послания Собора для ознакомления.
Заседание 2-го дня работы Собора заканчивается в 19.50 пением "Достойно
есть..."
Протокол М 3.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.
Третий день заседаний, 14/27ноября 2014 года.
Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 10.40 пением "Царю Небесный...".
Зачитывается Протокол №2 второго дня заседаний Собора, вносятся поправки.
11.55 -Взал заседаний Собора приглашается архимандрит Анфим (Тудос).
Преосвященные задают архим. Анфиму различные вопросы канонического, богословского и пастырского характера, также и вопросы, касающиеся его биографии и пребывания в монашестве.
12.10 —Архимандрит Анфим покидает зал заседаний.
Преосвященные обсуждают возможность архиерейской хиротонии архим. Анфима.
Голосовали: За - 9, воздержался - 1.
Постановили: Совершить хиротонию архимандрита Анфима (Тудоса) в епископа Чимишлийского, викария Кишиневской епархии.
Слушали: Председателя о опубликованном в сети интернет «Протоколе епархиального собрания Сиракузской и Канадской епархий». В состав данного протокола входит информация, не соответствующая действительности, в частности, относительно приобретения Синодального дома в США. Председатель связывался с Марком Котляровым, и тот засвидетельствовал ошибочность сведений, приведенных в протоколе, а также недостаточную осведомленность и компетентность его составителей. Сверх того, протокол не имеет подписи секретаря и не утвержден правящим архиереем. Председатель считает необходимым аннулировать данный документ.
Постановили: Объявить недействительным «Протокол епархиального собрания Сиракузской и Канадской епархий», содержащий ошибочную информацию и помещенный в сети интернет без подписи секретаря и утверждения правящим архиереем. Впредь поручать ведение протоколов епархиальных собраний достаточно компетентным лицам.
Слушали: Архиеп. Андроника, который докладывает Собору о положении дел в Вознесенском приходе в Файрфаксе. Неопределенность положения Преосвящ. Иосифа, который почислен на покой только временно, является, по мнению Вл. Андроника, источником смут и нестроений в данной общине. Вл. Андроник предлагает окончательно утвердить иер. Иоанна Хинтона в должности настоятеля, а Преосвящ. Иосифа окончательно почислить на покой с правом причащаться или служить в храме по приглашению настоятеля.
Постановили: Для окончательного определения положения Преосвящ. Иосифа пригласить его на ближайшее заседание Архиерейского Синода.
Слушали: Председателя о прошении бывшего старосты петербургского прихода С. Хазанова-Пашковского, смещенного с этой должности правящим архиереем Преосвящ. Софронием.
Архиеп. Софроний: Ввиду несогласия с моими действиями С. Хазанова-Пашковского, я благословил ему подать жалобу в наш Епархиальный суд, и только после этого он имеет право подавать свою апелляцию далее в Синод.
Еп. Афанасий: Когда состоится заседание Епархиального суда?
Архиеп. Софроний: Я не могу сейчас ответить на данный вопрос, прежде С. Хазанов-Пашковский должен подать в Епархиальный суд правильно оформленную жалобу на мое решение.
Еп. Афанасий: А если этот суд не состоится до следующего Синода. Предлагаю принять постановление, что если до этого срока епархиальный суд не состоится, то мы рассмотрим это дело на Архиерейском Синоде.
Председатель говорит о том, что С. Хазанов-Пашковский имеет большое значение в жизни питербургского прихода: на его квартире совершаются богослужения, он является одним из главных жертвователей в этой общине.
Архиеп. Софроний: Однако, в данном случае он неправ. Хочет, чтобы Митрополит, минуя правящего архиерея, вмешался в мою епархию. Есть дисциплинарная процедура, которую необходимо соблюдать. Данный приход состоит из 5 человек.
Слушали: Председателя о прошении священника Александра Сухова из Санкт-Петербургской епархии о придании окормляемой им общине ставропигиального статуса.
Архиеп. Софроний: Чтобы у них там установилось безвластие?
Председатель: Дело в том, что после событий с «Обращением» у них подорвано к вам доверие.
Архиеп. Софроний: Там же еще ничего не оформлено, и община не зарегистрирована. Как правящий архиерей я против.
Еп. Афанасий: Я ознакомился с заявлением от данной общины. Такое впечатление, что состояние у них непримиримое и вы давно уже не контролировали там ситуацию.
Архиеп. Софроний: А сможет ли контролировать Митрополит без посещения данной общины? Может, лучше поручить окормление ее вам?
Еп. Афанасий: Может быть, пусть временно побудут под окормлением Митрополита, а потом успокоятся и вернутся к вам.
Архиеп. Софроний: Священник А. Сухов сейчас находится под Епархиальным судом, на него подана жалоба в связи с оскорбительными отзывами в адрес авторов «Обращения».
Председатель говорит о том, что всё это - последствия смуты, поднятой «Обращением».
Еп. Никон предлагает подождать с решением и посмотреть, не успокоятся ли члены общины о. Александра после решений Собора; по крайней мере, принять постановление с оговоркой об этом.
Председатель: Мне был только телефонный звонок от иерея Александра. Без письменного прошения общины мы не можем рассматривать данное дело до следующего заседания Синода. А до этого предлагаю отправить комиссию в составе нескольких архиереев для ознакомления с ситуацией на месте.
Постановили: В решении вопроса о ставропигиальном статусе для Свято-Никольского женского монастыря и Свято-Покровского прихода в с. Дудачкино Санкт-Петербургской епархии невозможно принять решение без правильно поданного письменного прошения в адрес Архиерейского Синода. До следующего его заседания отправить в данные религиозные общины комиссию в составе Преосвященных Софрония, Афанасия и Николая для изучения обстановки на месте.
Еп. Григорий докладывает о своих действиях, предпринятых в рамках Комиссии по переговорам с так наз. «осколками РПЦЗ». О сложной ситуации, которая возникла в связи с политическими разделениями на постсоветском пространстве, Попытки переговоров фактически пока зашли в тупик.
Архиеп. Георгий: Мне кажется, лучше подождать, пока эти юрисдикции окончательно разделятся по политическому признаку, и потом мы уже посмотрим, с кем из них можно будет пытаться установить контакт. А Комиссия по единству пусть пока остается.
Еп. Никон представляет иерея Геннадия Субботина для награждения саном протоиерея.
Постановили: Наградить иерея Геннадия Субботина саном протоиерея.
Слушали: архиеп. Андроника с Запиской Собору о смягчении епитимий наказанным монашествующим сестрам (прилагается).
Председатель разъясняет духовный смысл наложенной на сестер епитимии.
13.40 - Председатель объявляет Архиерейский Собор закрытым. Поется молитва «Достойно есть...»
Председатель Архиерейского Собора:



Преосвященные: