07.04.2023 СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ |
СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Праздник Благовещения Божией Матери — один из самых прекрасных, светлых, радостных, и красивых праздников. Когда Дева Мария услышала благовестие Архангела, в Ее святейшей душе появилось недоумение: Архангел благовествует Ей о том, что Она будет матерью — матерь не может быть Девою. Как же понять это благовестие? Она и задает Свой смиренный вопрос: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Но когда Архангел Ей сказал: «Дух Святый найдет на Тя, и сила вышняго осенит Тя», и закончил свое благовествование словами «у Бога не изнеможет всяк глагол» (Лк. 1:35, 37), т.е. никакое слово или повеление, данное Богом, не может остаться без исполнения, Ее святая душа успокоилась, и Она поняла, что это будет сверхъестественным рождением и успокоившись, сказала те чудные слова, которые Московский Митрополит Филарет назвал «благовестием от земли к небу». Обратите внимание: Архангел как будто бы сделал свое дело, все Ей сказал, все Ей объяснил, — но он чего-то ждет, он не уходит, и наконец, слышит Ее ответ: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38). То-есть, Я — раба Господня; раба не рассуждает, ее господин с ней поступает как ему благоугодно, она же только повинуется и исполняет его волю. Смиренное, всецелое послушание и полная преданность воле Божией, возвещенной небесным Благовестником... И вот совершилось это взаимное благовестие от неба к земле и от земли к небу, и «отыде от Нея ангел». Да будет же все это назиданием для нас... Она дала нам высочайший и святейший пример того, как нужно всегда, а особенно в ответственные и важные моменты своей жизни, прежде всего заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего Благовещения... Митрополит Филарет (Вознесенский).
|
|
01.02.2023 Епархии и пастыри РПЦЗ. Северная Америка |
Епархии и пастыри РПЦЗ. Северная Америка Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йорский Филарет (Вознесенский), Первоиерарх РПЦЗ Как при митрополите Антонии (Грибановском), так и при митрополите Филарете (Вознесенском), центром Русской Зарубежной Церкви оставался Нью-Йорк – место пребывания Архиерейского Синода и Синодальной канцелярии. Кафедральный собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» вр все воскресные дни по-прежнему был переполнен молящимися. Северная Америка лидировала в РПЦЗ по количеству храмов. Здесь было более 100 церквей и около десяти монашеских обителей. В США действовало несколько епархий. Восточно-Американская и Нью-Йорская епархия возглавлялась Первоиерархом РПЦЗ и в ней имелось несколько викариатств. В 1967 году было открыто Манхеттенское викариатство. Во епископа Манхеттенского в 1967 г. был рукоположен архимандрит Лавр (Шкурла). В 1979 году епископом Манхеттенским стал архимандрит Григорий (Граббе), в 1981 году переведен на Вашингтонскую кафедру. В 1984 году во епископа Манхеттенского был рукоположен архимандрит Иларион (Капрал). В 1978-1981 гг. действовало Бостонское викариатство во главе с епископом Константином (Ессенским). В 1968 г. был рукоположен во епископа Роклиндского, викария Нью-Йорской епархии, архимандрит Андрей (Рымаренко). До Второй Мировой войны будущий иерарх, а тогда протоиерей Адриан Рымаренко жил в Советском Союзе, был духовным сыном преподобных Анатолия и Нектария Оптинских. В 1930 году пастырь был арестован, после освобождения нелегально служил в Киеве. В 1943 году эвакуировался на запад. Этому пастырю принадлежит заслуга строительства и духовного окормления Ново-Дивеевского Успенского женского монастыря в штате Нью-Йорк. В 1973 году владыко Андрей был возведен в сан архиепископа. Кроме Ново-Дивеевского монастыря были в епархии и другие известные обители, например, Ново-Коренная пустынь под Нью-Йорком. Обитель обязана своим появлением переезду в Нью-Йорк в 1950 году Архиерейского Синода. Поначалу найти здание для собора и администрации не удавалось. На выручку пришел князь С.С. Белосельский-Белозерский, пожертвовавший Зарубежному Синоду большой участок земли. Здесь было решено построить помещения для иноческой общины, а также временную резиденцию Синода. Строителем нового монастыря был назначен епископ Серафим (Иванов). Западно-Американскаяи Сан-Францисская епархия управлялась архиепископом Иоанном (Максимовичем), назначенным на кафедру в 1963 году. При нем было завершено строительство большого Кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Сам иерарх своей резиденции не имел и занимал келью в приюте св. Тихона Задонского. Архипастырь ежедневно служил и причащался, если служба проходила в Кафедральном соборе, то по дороге домой заезжал в больницы и навещал больных. Посещение страждующих было для святого обычным делом и во все праздничные дни. 2 июля 1966 года святитель Иоанн отслужил свою последнюю литургию в Николаевском соборе г. Сиетла. По окончании службы в теченее трех часов молился в алтаре, а затем поднялся в отведенную для него комнату. Через несколько минут находившиеся в доме услышали шум. Вбежав в комнату увидели иерарха, лежащим на полу. Архипепископа посадили в кресло, где через несколько минут он и скончался. 7 июля состоялось отпевание архиепископа Иоанна – печальную и торжественную службу возглавил митрополит Филарет. Его пприемником по кафедре стал епископ Антоний (Медведев), начавший свой монашеский путь в Югославии под духовным руководством архимандрита Амвросия (Курганова) – известного подвижника русского зарубежья. Епископ Антоний известен как автор ряда служб и молитвословий, в т.ч. преподобному Герману Аляскинскому и праведному Иоанну Кронштадскому. 23 сентября 2000 года архиепископ Антоний мирно скончался. С 1962 года в Западно-Американской епархии существовало Сиатлинское викариатство во главе с епископом Нектарием (в миру Олегом Михайловичем Концевичем). В молодости Олег Михайлович был учеником Оптинских старцев, общался с новомученниками и исповедниками Российскими – патриархом Тихоном, священномученником Онуфрием (Гагалюком), епископом Иосифом (Черновым). Братом епископа Нектария был известный духовный писатель Иван Концевич. В годы Второй Мировой войны О.М. Концевич покинул Советский Союз, в 1953 году был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха, а в 1962 году стал архиереем. Свою задачу архипастырь видел в воссоздании в эмиграции оптинских традиций. Епископ Нектарий осуществлял и миссионерскую деятельность. Посредством братства Германа Аляскинского, созданного по благословению архиепископа Иоанна (Максимовича) в Сан-Франциско, архипастырь распространял духовную литературу на англицском языке. Братство занималось просвещением американцев и с миссионерской целью издавало журнал «Православное слово». Еще одна епархия Тихоокеанского побережья – Лос-Анжелесская и Юэно-Калифорнийская. ее возглявлял архиепископ Антоний (Синкевич), выпускник богословского факультета Белградского университета, постриженик митрополита Антония (Храповицкого). Архимандрит Антоний (Синкевич) проявил себя как бескомпромиссный сторонник РПЦЗ в годы Второй Мировой войны и послевоенные годы, когда возглавлял Духовную миссию РПЦЗ в Святой Земле. Отец Антоний препятствовал передаче церковного имущества Зарубежной Церкви Советскому Союзу. В 1951 году пастырь был рукоположен во епископа Лос-Анжелесского и возглавлял епархию в течение 45 лет вплоть до декабря 1995 года, когда был увален на покой по болезни. Скончался архиепископ Антоний 31 июля 1996 года. Чикагскую и Детройскую епархию в указанный период возглавлял архиепископ Серафим (Иванов) – афонский пострижник, насельник и настоятель монастыря преподбного Иова Почаевского в Ладомирово, публицист и издатель. Был основателем и строителем Ново-Коренной пустыни близ Магопака. Пустынь служила домом для иконы Курской Коренной Божией Матери и резиденцией Архиерейского Синода с 1951 по 1958 гг. В 1969 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. 25 июля 1988 г. скончался в Ново-Коренной пустыне, там и похоронен. Продолжение следует сайт https://uni-gen.org/religiya/eparhii-i-pastyri-rpczz-severnaya-amerika/ |
|
09.04.2023 Проповедь в Вербное воскресенье - митрополита Филарета (Вознесенского; + 1985 г.) |
Проповедь в Вербное воскресенье - митрополита Филарета (Вознесенского; + 1985 г.) Мы с вами вспоминаем молитвенно и торжественно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его «стольный град царский», Его столицу, во св. град Иерусалим. Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии — Спасителя мира. Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом; весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: «Осанна, благословен Грядый во Имя Господне». Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм (вайи) и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования. Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того — как говорит Св. Евангелист Лука — когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, — заплакал, глядя на город, и сказал: «О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…» Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы «Осанна Сыну Давидову» сменятся воплями «Возьми, возьми, распни Его», и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это — чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: «Осанна Сыну Давидову». Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети, — как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь. Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется «Вербное Воскресение» или «Вход Господень в Иерусалим», то в следующий воскресный день будет праздников Праздник — Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно. А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями — находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий. Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, — в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме. Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые - поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, — встретим, как должно, и Пасху Святую! Аминь. |
|
09.04.2023 Вход Господень в Иерусалим – святитель Филарет (Вознесенский). |
Вход Господень в Иерусалим – святитель Филарет (Вознесенский). Когда Господь наш Иисус Христос входил в город Иерусалим, в день торжественного Входа Своего, это было наособицу. Не однажды и не дважды Он приходил в этот град, много раз Он его навещал, много бесед провел с книжниками и фарисеями, знатоками закона Моисеева, но этот вход был совершенно особенный. Сбылись пророчества нескольких пророков, которые предсказывали о том, как Царь Сиона «грядет к нему кроток и спасающий, седящий на: жребяти и ослице» (Зах. 9:9). Вчера в Евангелии мы слышали, как евангелист Матфей говорит, что когда Господь входил, то «потрясеся весь град» (Мф.21:10). Весь город был потрясен, пришел в волнение и возбуждение от этого Входа. А евангелист Иоанн пояснил нам, почему был такой торжественный Вход. Сегодняшнее Евангелие оканчивалось указанием святого евангелиста на то, что все окружавшие Спасителя свидетельствовали об Его великом, потрясающем и страшном чуде – воскрешении Лазаря. Поэтому, как точно отмечает евангелист, потому и встретил Его так народ, что слышал о Нем то, что Он такое сотворил знамение, такое чудо! Христос Спаситель спускался по Елеонской горе к святому граду и храму. Часть этого пути проходит через сад Гефсиманской обители, которая принадлежит нашей Духовной Миссии. Там указан путь нашего Спасителя, который Он проходил. Когда Господь вступил туда, то весь народ радовался, кроме Его озлобленных врагов. А Сам Он не только не разделил эту радость, а заплакал, когда увидел город, прекрасный, лежавший пред Ним. Как на ладони был виден Иерусалим, с его святынями, с горы Елеонской. Господь заплакал и сказал: «о, если бы хоть в этот день ты уразумел, что служит спасению твоему! Но это сокрылось от твоих очей. И вот, придет время, когда враги тебя окружат, разорят и возьмут и камня на камне на тебе не останется, за то, что ты не уразумел этого дня, посещения твоего...» (Лк.19:42–44). Христа Спасителя встретил народ, потому что Он совершил чудо воскрешения Лазаря. И до этого Он воскрешал мертвых. Воскресил дочь начальника синагоги Иаира, воскресил сына наинской вдовы, но эти были жертвы смерти, только что, ею схваченные. Девица Тавифа умерла, когда Господь уже шел туда, в дом, где она жила; юноша умер уже, его выносили на кладбище. Но надо иметь ввиду, что там хоронят в тот же день, когда человек умер. Поэтому и это была свежая жертва смерти. А тут Начальник жизни приблизился к полному торжеству смерти, врага рода человеческого, ибо смерть уже наполовину разрушила тело умершего Лазаря и был смрадный и разрушившийся почти труп. Вот почему так называемые теософы и оккультисты страшно не любят этого чуда и всячески стараются его оболгать и извратить. Про два первые чуда воскрешения, когда Господь девицу воскресил, а потом юношу возвратил к жизни, они говорят, что Иисус Христос был в Индии и там изучил всякие тайные оккультные науки. Они говорят, что девица и юноша не умерли, а только заснули летаргическим сном, а Он, известным Ему способом, их разбудил. Но ни о каком летаргическом сне не может быть и речи там, где было разложение. Поэтому они пытаются как-то это чудо отрицать. А был такой писатель, по имени Ренан, который написал книгу «Жизнь Иисуса», в которой он, как будто бы воздавая нашему Спасителю много похвал, однако же не признает Его Богочеловеком, воплотившимся Богом, а только обыкновенным человеком, мудрым учителем и только. Эта богохульная книга была довольно популярна и, к сожалению, еще до революции и после революции. Об этом чуде – воскрешении Лазаря этот богохульник пишет вот какую ересь. Якобы Лазарь вовсе не умирал, а спрятался, и положили в гроб что-то такое мертвое, от чего шел смрадный запах, а Лазарь был жив. Мало того, он говорит, что Иисус Христос знал об этом. Т.е. представляет Его обманщиком, мистификатором, устраивающим ложные чудеса. Что стоили его похвалы Иисусу Христу, если он, в конце концов, объявил Его таким человеком, который совершает прямое духовное преступление? И люди читали! Но блаженнейший митрополит Антоний в свое время, уже заграницей, занялся этим богохульным трудом Ренана и вывел богохульника на свежую воду. Ренан в своей книге делает много ссылок на Священное Писание, а владыка Антоний, привыкший к точной работе, проверил его ссылки. Оказалось, что он приводил много несуществующих ссылок! Тексты, – которых в действительности нет! К сожалению, это было уже после революции. Было бы хорошо, если бы это было сделано еще до революции в России. Но, повторяю, владыка Антоний обличил этого богохульника в явном обмане, и после этого книга его потеряла всякий авторитет. Но будем помнить, братие, как Господь заплакал, подъезжая к Иерусалиму. Как Он горько оплакал неверность Иерусалима и то, что Иерусалим не узнал времени посещения своего. Что бы было с Господом нашим, если бы Он на нас теперь поглядел?! Не заплакал ли бы Он тоже? Потому что, теперь, когда мы наблюдаем жизнь так называемого христианского мира, мы видим, что он так далеко ушел от всяких христианских и нравственных начал, что становится жутко. Какое-то безумие обуяло миром, безумие злобы, грязи, разврата и лжи! И просто страшно становится верующему человеку в мире жить. Но падать духом и унывать не следует. Апостол давно сказал: «Идеже... умножится грех, там преизобилует благодать» (Рим. 5:20). Чем больше греха окружает человека, чем больше вокруг него грязи и злобы, если он хочет быть христианином, то ему готова особая благодатная помощь, он все равно сможет быть христианином. Но это будет тяжкий подвиг, потому что, действительно, теперь христианин идет среди теперешнего мира и среди теперешних, так называемых, христиан, как овечка, посреди волков. Помните об этом, возлюбленные, не забывайте и о том, что начинается Страстная Седмица и Пасха, самое прекрасное время в нашем богослужебном году. Церковь в эти дни предлагает вам пир богатства духовного! Не томи же свою душу голодом, человек, а стремись к тому, чтобы в эти святые дни как можно больше посещать Божий храм и тогда твоя душа напитается, насытится и напоится духовно на будущее время жизни твоей. Аминь.
|
|
08.04.2023 Воскрешение Лазаря – святитель Филарет (Вознесенский). |
Воскрешение Лазаря – святитель Филарет (Вознесенский). Сегодняшний рассказ отличался такими подробностями, из которых видно, что он исходил от очевидцев. Святой евангелист Иоанн нам передает сказание о том, как Господь Иисус Христос совершил величайшее из Своих чудес – воскресил Лазаря четырехдневного. Часто спрашивают: вот так подробно описал святой евангелист Иоанн Богослов это чудо, но почему другие евангелисты совсем о нем молчат? Многие чудеса описаны не в одном каком-либо Евангелии, а в нескольких, а три евангелиста ни слова не говорят об этом чуде. Но это объясняется тем, как указано нам из древности еще святыми отцами, что книжники и фарисеи, враги Христовы, были страшно озлоблены на воскрешенного Лазаря. Когда три евангелиста, – Матфей, Марк и Лука, – писали свои Евангелия, Лазарь был еще жив (был епископом на острове Крите). Оберегая его от злобы врагов, евангелисты не упомянули об этом совсем. А евангелист Иоанн писал свое Евангелие позднее других, когда Лазарь уже отошел из этой жизни в лучший мир. Поэтому он об этом так подробно и написал, уже не опасаясь ничего. Мы с вами из его же Евангелия знаем, что когда это чудо потрясло всех, то книжники и фарисеи решили, что они вместе со Спасителем и Лазаря убьют. Это поразительное чудо! Обратите внимание, мы читаем в Евангелии о трех чудесах воскресения Спасителя: дочери начальника синагоги Иаира, юноши – сына наинской вдовы и вот, наконец, Лазаря. Характерно то, что как-то по восходящей градации идет чудесность и удивительность силы этих чудес. Первое – это девушка, молоденькая, дочь Иаира, только что умерла. Господь пришел в их дом и ее воскресил. Наинского юношу уже несли на кладбище, выходили из города с телом мертвым. Тут прошедшая смерть встретилась с проходившей Жизнью, и Жизнь победила смерть. А что касается Лазаря, то в Евангелии прямо говорится: четверодневен он был, так что разрушался уже, разлагался его труп. В этом отношении это чудо совершенно потрясающее. А враги Христовы, которые отрицали Божественность нашего Учителя, те, которые отрицают Его чудеса, они стараются все Его чудеса объяснить естественными причинами: что Он знал какие-то тайные науки, тайные врачевания; что Лазарь, в действительности, не умер, а просто впал в глубокое бессознание, а потом, т.к. Он знал многое, изучил много, то сумел вернуть крепко уснувшего человека в жизнь. Но случай с Лазарем они просто не выносят, потому что тут какой же сон может быть: когда Господь воскресил человека, который уже начал разлагаться?! Мы должны помнить, возлюбленные, что недаром Церковь поет: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Что это значит? Удостоверяя всех о будущем всеобщем воскресении из мертвых, Ты воздвиг Лазаря, Христе Боже. Господь Иисус Христос сотворил это поразительное, потрясающее чудо, чтобы дать уверение всем нам, что будет всеобщее воскресение и что в свое время, когда это будет угодно Богу (нам это неведомо), и мы с вами умрем и воскреснем во всеобщее воскресение. Господь заботится о верных Своих и знает, как тяжела для человека смерть, какой грозной она стоит над его бытием. Тут Он показал на деле, как будет это воскрешение умерших. Он Сам говорил, что будет, когда сущие во гробех изыдут на глас Сына Божьего, а тут показал им: раздался Его глас и по этому гласу умерший и почти разрушившийся вышел здоров, цел и невредим. Будем же помнить, что Господь чудо это совершил для нашего уверения, что будет это всеобщее воскресение. Теперь люди во многом изверились, перестали верить в евангельские чудеса, в евангельские истины. Вы сами видите, что происходит теперь в жизни. А это чудо, оно должно верующую душу совершенно успокоить, ибо Господь прямо говорит: «верующий в Меня, если и умрет, то оживет» (Ин.11:25) – это прямое ободрительное слово. Когда Господь беседовал перед воскрешением Лазаря с Марфой и сказал: «воскреснет брат твой» (Ин. 11:23), то она ответила (она слышала раньше Его ученье и правильно ответила): «знаю, что воскреснет в о всеобщее воскресение , когда мы все воскреснем» (Ин.11:24). Но Господь сказал ей: «Я есмь Воскресение и Жизнь и верующий в Меня, если умрет – то оживет» . Вот почему, когда мы с вами провожаем наших умерших, зная в Новом Завете обетования Христовы и зная о чудесах Христовых, это есть утешение и твердая опора для нашей веры и для нашего успокоения в горе. Воскресил Господь Лазаря, так и нас в свое время воскресит, когда это будет Ему благоугодно. Аминь.
|
|
02.04.2023 Неделя 5-я Великого поста: Преподобная Мария Египетская – святитель Филарет (Вознесенский |
Неделя 5-я Великого поста: Преподобная Мария Египетская – святитель Филарет (Вознесенский). Многие из вас знают, вероятно, что в сегодняшний воскресный день, помимо празднования воскресения, Церковь еще воспоминает ту великую грешницу, которая потом стала величайшей праведницей, ангелоподобной чистоты – преподобную Марию Египетскую. Не раз уже мы здесь останавливались на подвигах, на примере преподобной Марии. Пример ее покаяния указывает нам на то, что как бы ни упал человек, как бы ни погрузился он в бездну греховную, сила покаяния может упразднить все это и сделать его воистину новою тварью (2Кор. 5:17). Так было с Марией Египетской. Уж кажется, невозможно было женщине упасть в бездну грязи и разврата, более глубоко, чем упала Мария. А после ее покаяния видел ее сам Великий подвижник преподобный Зосима, и, как говорится в каноне церковном, он «ужасом исполнился», ибо видел пред собою не человека, а ангела во плоти: преподобная Мария на его глазах по суху перешла Иордан, как по земле; на его глазах она на молитве поднималась от земли на воздух. То самое тело, которое было годами вместилищем грязи и разврата, настолько было в покаянии просветлено, возвышено, облагодатствено, что оно как бы стремилось само за духом своим туда в горний мир, к Божьему Престолу. Мне еще хочется обратить ваше внимание на сегодняшнее Евангелие. Оно на многое нам глаза открывает. Говорится в этом Евангелии о том, как Господь однажды стал Своим апостолам прямо говорить о том, что Его ожидает в Иерусалиме, ибо тогда они уже шли к Иерусалиму последним своим путем. Он прямо стал им говорить, что с Ним сделают его враги и что Он в конце концов воскреснет. Евангелист Марк ограничивается этим сообщением, но евангелисты дополняют его, указывая, что апостолы ничего не поняли из того, что Господь им говорил. Настолько это было чуждо для них, настолько они были далеки от всякой мысли, о возможности чего-либо подобного, что они просто Его не поняли. А что это так, как раз сегодняшнее Евангелие и указывает. Только что Господь им об этом сказал, как слышит Он просьбу от двух апостолов Своих, причем, поддержанную, по евангелисту Матфею, их матерью Соломией. Это были сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн. Они, поддержанные матерью, обращаются к Нему с просьбой, чтобы Он дал им сесть в Его Царствии, когда Он воссядет на Престоле Славы Своея, одному – справа, другому – слева от Него (Мф.20:20, 21), т.е. занять ближайшие места. Вознегодовали другие апостолы, говорит евангелист, когда услышали такую просьбу. Но нужно помнить, что апостолы не были еще просвещены до конца Духом Святым и очищены Им, а в Иакове и Иоанне, все-таки, говорила любовь к Учителю Своему. Им хотелось быть как можно ближе около Него. А кроме того, быть может, у них осталось в памяти, когда Господь Иисус Христос, совсем незадолго до этого события, сказал апостолу Петру: "ты еси Петр... на сем камне... создам Церковь Свою, и врата ада не одолеют ея, и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф.16:18, 19). Могли апостолы так и понять, что Господь их говорит об особенных преимуществах апостола Петра и поэтому и им захотелось также чего-то особенного в Царствии Небесном. Но ответ они услышали тот, который, вероятно, не ожидали. Господь сказал им: «не знаете, чего просите» (Мф.20:22). И, действительно, не знали они, чего просили. Они просили, чтобы им сесть одному справа, а другому слева от Него, когда Он сядет на Престоле Царствия Своего, но ведь мы же с вами знаем, что немного времени и прошло, и злоба человеческая вознесла Его на Престол, но этим престолом был Крест Голгофский: справа от Него был один разбойник, слева – другой. И, следовательно, об этих местах у креста, не зная этого, и просили у Него апостолы. Потому Христос, сказавши, «не знаете, чего просите» , поясняет: «Можете ли пить чашу, которую Я пью и крещением креститься, которым Я буду кре ститься ?» – говоря о голгофском Крещении. Не понявши Его, конечно, как следует, апостолы, однако, с готовностью любви и преданности, говорят: "можем !» И Господь не отверг этого их обещания, не остановил их, как Он остановил потом апостола Петра, когда он стал уж слишком самонадеянно говорить о том, как он будет верен. Их Господь не остановил, а сказал: "чашу , которую Я буду пить , вы выпьете, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься, но... сесть от Меня справа и слева зависит от того, кому это уготовано» (Мф.20:23), потому что тут не вывод может быть, какой-то произвольный, а только может быть это в силу того, что сделает человек. Его место в Царствии Небесном будет ему уготовано в соответствии с тем, как он послужил Господу Своему и ближнему своему, как он был верен Господу и Богу Своему. Этим определится его место, а по субъективному желанию предоставлено оно не может быть. Как не понимали Спасителя те, кто окружал Его! Когда Он сталкивался с неверием, с упорным неверием людей, то это вызывало из Его пречистых уст скорбно негодующий возглас: «о, род неверный... развращенный! до каких пор Я буду с вами? до каких пор Я буду вас терпеть?» (Мф.17:17). Это было однажды только. Но когда встречался Он с упорным неверием и злобой, а здесь даже Его ближайшие ученики, которых Он называл друзьями Своими, и они Его, как должно, не понимали. Мы с вами видим, какой тяжкий крест нес Господь Иисус Христос, в каком одиночестве Он жил! Его окружали люди и преданные Ему – апостолы, мироносицы, но никто Его, как должно, понять не мог. И в этом внутреннем одиночестве нес Он Свой крест еще до Голгофы, а потом понес уже на Голгофу. Это время, когда мы с вами будем воспоминать Его страдания, приближается. Только одна седмица нас отделяет от того, когда мы вспоминаем Его искупительные страдания. Так будем же готовиться к тому, чтобы понять, как должно, Его подвиг, который Он для нас совершил, как должно и вступить в эти священные воспоминания. Аминь.
|
|
26.03. 2023 О Лествице духовной |
В четвертую неделю Великого Поста вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, описателя Лествицы духовной. Но почему же приводится нам на память именно преподобный Иоанн, а не другой какой святой? Для того, чтобы мы в течение поста и наших молитвенных подвигов имели перед глазами живой пример человека, достигшего духовного совершенства, великого наставника и не забыли о необходимости каждому христианину изучать его богодухновенную книгу «Лествица духовная», в которой он изобразил все христианские добродетели в той постепенности, как они должны утверждаться в человеке, дабы привести его к единению с Богом и чтобы нас понудить через это к самоисправлению. С такой же целью, чтобы уничтожить в нас пагубное чувство саможаления, Святая Церковь поминает в пятое воскресение преподобную Марию Египетскую, которая, несмотря на свою долголетнюю греховную жизнь, достигла духовного совершенства ревностным самоисправ-лением. Вспоминая этих подвижников благочестия, все наши сомнения о возможности нам достигнуть христианского совершенства при наших недостатках и слабых силах должны поневоле уступить явному доказательству, что при искренней вере в Слово Божие и при нашем желании можно соделаться чистым телом, сердцем и умом и даже праведным и святым. «Еже аще что можете веровати, вся возможна верующему» (Мк. 9, 23), — сказал Господь наш Иисус Христос несчастному отцу, просившему исцелить его бесноватого отрока, о котором читалось сегодня в Святом Евангелии. Жизнь преподобного Иоанна малоизвестна. Как избранник Божий, он с юных лет возлюбил Господа, но никто из его учеников не упоминает о том, кто были его родители, где он родился и воспитывался. По их словам, преподобный Иоанн был выдающимся человеком по дарованиям, способностям и образованию. Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. В его жизнеописании сказано, что уже тогда он был тысячелетен разумом и на Синае достиг такого совершенства, что имел душу как бы без разума и воли, совершенно свободную и сиявшую небесной простотою. По кончине своего наставника, стремясь еще к большим подвигам, преподобный Иоанн решился наложить на себя обет безмолвия, для чего избрал невдалеке от храма Господня удобное место, где и провел 40 лет. Пост и молитва возвели его на высокую степень чистоты и сделали сосудом особенных дарований Божиих — прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Во время настоятельства он и написал свою книгу — «Лествицу духовную», в которой изобразил весь путь к христианскому совершенству и как надо постепенно совершенствоваться для нашего спасения. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т. е. отцов и матерей семейств и светских молодых людей, и жизнью монахов, затворников, пустынников и безмолвников? Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане! Но, возлюбленные, разве Святая Церковь постановила поминать сегодня преподобного Иоанна только монахам, а не всем православным христианам? Разве постановления Церкви могут быть неосновательны или погрешительны? Хотя между жизнью светских людей и монахов мало общего, но, однако, все христиане должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного и при одинаковых условиях. Все мы отличаемся друг от друга внешним видом, званиями, положением, одеждами, но правосудие Божие требует, чтобы все входящие в Царство Небесное, в обитель праведников и святых, походили друг на друга внутренними качествами, добродетелями, чистотою душ и праведностью. Следовательно, у всех христиан цель жизни одна: достигнуть спасения и для того совершенствоваться духовно. От монаха требуется: отречение от мира, послушание или жизнь не по своей воле и безмолвие, или стремление быть в сердце своем наедине с Богом. Но разве не требуется то же самое и от светского человека? Рассмотрим, для чего инок удаляется в монастырь или пустыню? Для того чтобы избежать соблазнов, чтобы было легче следить за собой, для борьбы со страстями, чтобы пребывать в молитве и учиться простой, суровой жизни. Но разве светские люди не обязаны так устраивать свою жизнь, чтобы им можно было избегать соблазнов, опасных сообществ, безнравственных зрелищ, пустых разговоров, чтобы они могли посещать храмы, исполнять молитвенные правила, бороться со своими страстями? И светский христианин должен ради спасения отречься от пагубного, развращенного мира, погибающего в гордости, самолюбии, сребролюбии и забвении заповедей Божиих. А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель. Почему монахи-подвижники стремятся приобрести совершенное послушание и для этого отдаются в волю настоятелей, старцев и руководителей? Потому что иначе нельзя выучиться исполнять заповеди Божии. Но разве послушание и исполнение заповедей Божиих не одинаково обязательно мирянам? Чтобы выучиться этому, светские люди должны себя отдать в волю своих духовных отцов. Наконец, должны ли миряне безмолвствовать? Конечно, нет, ответят многие. Но я не говорю о наружном безмолвии, ибо и монахи трудятся в монастыре, исполняют разные обязанности, служат и помогают светским людям, а следовательно, не безмолвствуют. Существует другое безмолвие, которое необходимо как монаху, так и светскому человеку: это безмолвие внутреннее, т. е. стремление быть в своем сердце наедине с Богом. При этом человек углубляется в самого себя, разбирается в своих мыслях и действиях, пребывает в непрестанной молитве и памятовании о Боге. По апостольскому слову, мы все должны непрестанно лицезреть сердечными очами Христа Спасителя, т. е. везде: в доме, на улице, в постели, во время работы и отдыха, и учиться у Него смирению, любви, терпению и покорности. Кто так живет, тот безмолвник и пустынник, хотя и пребывает в миру (по епископу Феофану (Говорову)). Итак, возлюбленные, каждый из нас не только может, но и должен сделаться подражателем преподобного Иоанна и изучить его боговдохновенную книгу — «Лествицу духовную». Это необходимо для нашего спасения, и потому Святая Церковь нам напоминает о том сегодня. Стоит только пожелать потрудиться, потому что вся возможна верующему! Аминь! Cвященномученик Серафим (Чичагов).
|
|
19.03.2023 Неделя Крестопоклонная!Проповедь архиепископа Аверкия (Таушев) |
Крест Христов — наше знамя. Проповедь архиепископа Аверкия (Таушев) Сколько глубокого смысла и умилительной назидательности в этом обычае Церкви выносить крест для поклонения как раз в середине Великого воодушевить нас к дальнейшему прохождению подвига постного, напомнить нам, что все мы, христиане – крестоносцы, и что, если мы желаем не напрасно носить имя Христовых последователей, то должны в жизни своей уподобляться Христу крестоношением и самораспятием. Крест Христов — наше знамя Крест Христов – великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времён, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых. Если мы постимся добросовестно, то есть ничего скоромного не едим, стараемся вообще есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказываем, с своими греховными склонностями и привычками решительно боремся – то мы не можем не почувствовать некоторого переутомления, некоторого упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И вот, при мысли о том, что поприще поста пройдено нами только наполовину, кое у кого невольно может вырваться вздох ропотливости и малодушия: «тяжко, не по силам это – когда же конец?» Для того чтобы ободрить нас и подкрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, Св. Церковь и устраивает нам утешение духовное – торжественно выносит для поклонения Крест Господень. «Вам тяжело, вы ропщете», как бы так говорит она этим: «а каково, было Господу страдать за вас на этом кресте? Или страдания Его были меньше ваших? Однако Он все терпел, дабы вас спасти. Потерпите же теперь и вы, ради Него и во Имя Его! Тем более что это терпение ваше и не Ему и никому другому, а лично вам самим нужно, лично для вас самих полезно и спасительно. Взирая на этот крест, вспомните про Его великую любовь к вам, которую проявил Он, добровольно предав Себя на такую позорную и мучительную смерть, вашего ради спасения, и – воспряньте духом! Эта любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит и укрепит ваши силы и поможет Вам до конца совершить, во славу Его, ваш постный подвиг и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного дня Его преславного Воскресения.» Вот почему св. крест и сравнивается в богослужебных песнопениях недели Крестопоклонной и в так называемом «синаксарии» (объяснительном чтении) с «древом жизни», бывшем посреди рая, с «благосеннолиственным древом», под сенью которого находят прохладу и отдохновение путники, утомленные долгим и изнурительным путем, с древом, усладившим горькие воды источника Мерры во время сорокалетнего странствования евреев в пустыне по пути в Обетованную Землю, и, наконец, со скипетром и знаменем победоносного царя, появление которых предшествуют приходу самого царя. Иными словами, крест Христов, износимый в неделю Крестопоклонную на середину храма это – Знамя наше, которое обычно выносится на полях сражений в трудные минуты для того, чтобы возбудить в воинах бодрость духа и мужество для продолжения борьбы с врагом и окончательной победы над ним. Взирая на свое славное знамя, воины невольно воодушевляются, ощущают прилив новых сил и подъем духа, бросаются на врага и побеждают его. И мы, христиане, – воины Христовы, а Великий Пост есть поприще брани с врагом нашего спасения – диаволом. Главный источник нашего воодушевления в этой невидимой, духовной брани – Крест Христов, славное знамение победы нашего Божественного Искупителя над властью ада и смерти, знамение нашего спасения, знамение неизреченной Любви Божественной к падшему человеческому роду. Древом крестным «смертное жало и адова победа прогнася» – Распятый на нем Спас наш «предстал, вопия сущим во аде: внидите паки в рай!» (Кондак). Поэтому св. Церковь и призывает нас: «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство… Придите, вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы»… (стихира на поклонение кресту). Вот потому-то и мы, христиане, воины Христовы, взирая на святой крест, поклоняясь ему и лобызая его, испытываем особый прилив новых духовных сил, забываем все трудности уже перенесенного постного подвига и делаемся способными на дальнейшие духовные подвиги для окончательной победы над грехом и достижения «почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе» (Фил. 3: 14). Но что такое, собственно, Великий Пост? И разве только Великим Постом должны вести мы невидимую брань с врагом нашего спасения, а в другое время – отдаваться ему в плен? Думать так – было бы крайним неразумием. Великий Пост, приводящей нас к светлой радости Воскресения Христова, есть как бы символ всего течения истинно-христианской жизни, а вместе с тем – и ежегодное упражнение в подвиге этой жизни и ежегодное напоминание о том, как должен жить христианин и какова конечная цель его жизни. Жизнь истинного христианина есть ни на один миг непрекращающаяся борьба со своими греховными страстями и похотями, которая по своей тяжести, болезненности уподобляется крестоношению и самораспятию. Вот почему св. Апостол говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 6: 24). В этой непрестанной борьбе со страстьми и похотьми и состоит та «невидимая брань» с врагом нашего спасения, которая должна составлять главное содержание нашей земной жизни. Но как Христово крестоношение и распятие привело к светлой несказанной радости Его преславного Воскресения, так и наше крестоношение и самораспятие, если будем законно подвизаться, приведет нас к воскресению из мертвых и к вечной нетленной Пасхе в светлых чертогах райских. Итак, каждый истинный христианин есть подвижник. Без подвига нет, и не может быть подлинной христианской жизни. Этого подвига ждет от Своих последователей Сам Подвигоположник — Христос, говорящий: «подвизайтеся внити сквозь тесная врата» (Лук. 13: 24), ибо «широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7: 13-14). А Апостол Павел говорит: «подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9: 25) и сам о себе тут же свидетельствует: «умерщвляю тело мое и порабощаю» (1 Кор. 9: 27), тем самым указывая, что подвиг жизни христианской состоит в воздержании – в умерщвлении и порабощении плоти своей. А это как раз и есть то, к чему особенно призывает нас Церковь Великим Постом, но что вместе с тем является обязательным для каждого истинного христианина в течение всей его жизни. Для таких христиан-подвижников Крест Христов и является ободряющим и вдохновляющим знаменем, в котором они, на протяжении всей своей жизни, почерпают неистощимый запас благодатных сил. Крест Христов – их единственная радость и похвала, и они ничего другого не желают даже знать, повторяя с Апостолом: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мiр распяся, и аз мiру» (Гал. 6: 14). Прекрасно объясняет эти слова преп. Авва Дорофей: «когда человек отрекается от мiра, тогда распинается ему мiр… когда же, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений, или против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается мiру». Это отречение от мiра, в известном смысле, обязательно для всех христиан, а отнюдь не для одних монахов, как некоторые ошибочно думают, ибо иначе не говорил бы Апостол: «дружба с мiром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4) и не увещевал бы нас: «не любите мiра, ни того, что в мiре» (1 Иоан. 2: 15). Это потому, что «все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан. 2: 16) и «весь мiр лежит во зле» (1 Иоан. 5:19). Сколько сейчас у нас всевозможных организаций, объединений и политических партий, для которых Креста Христова как будто совсем не существует… И нет мысли о том, что Россию постигла такая страшная катастрофа за богоотступничество, за то, что русские люди оставили Крест Христов и пошли под антихристово знамя безбожия и разврата, разнузданных страстей и похотей, попрания всех священных установлений, Церкви и всяческого духовного самочиния и безчиния. Нет сознания того, что для великого дела (спасения России) нам всем необходимо прежде всего нравственно очиститься и не о увеселениях и развлечениях думать, а о приближении к Богу, оцерковлении своей жизни, покаянном возрождении. О, если бы поняли все русские люди, что служит ко спасению их и Родины нашей! Крест Христов — наше знамя Решительно оставили бы они тогда всякое своеумие, своекорыстие и самолюбие, отказались бы от рабского служения своим греховным страстям и похотям, попирая Закон Божий и уставы Св. Церкви, прекратили бы тогда свои взаимные распри и раздоры – объединились бы все вместе в одной существенно необходимой «организации» – Церкви Христовой и составили бы одну для всех спасительную «партию» – Честного Животворящего Креста Господня. И тогда явили бы мы собою такую несокрушимую мощь и силу, что и всех врагов своих видимых и невидимых посрамили бы, и Россию бы давно спасли, и врата жизни вечной для себя отверзли. Не пора ли, наконец, всем нам образумиться и поспешить под знамя Креста Господня? Вот теперь – Великий Пост, «время благоприятное», «время покаяния» – «отложим дела тьмы и облечемся во оружия света!» (стихира при начале поста) и, следуя призыву Св. Церкви всем сердцем возопием ко Кресту Господню, как бы к живому существу: (ибо в нем сокрыта животворящая сила Господня): «Кресте всечестне, освяти наши души и телеса силою твоею, и от всякаго вреда сопротивных соблюди неврежденны, благочестно поклоняющихся тебе!» (Стихира недели Крестопоклонной). Архиепископ Аверкий (Таушев).
|
|
12.03.2023 Неделя 2-я Великого поста |
Неделя 2-я Великого поста: Свет Христов – святитель Филарет (Вознесенский). Православная Церковь призывает нас прославить свят. Григория Паламу, архиепископа Солунского, который еще иначе называется Фессалоникским – по имени того города, в котором совершал свое архипастырское служение этот Великий иерарх. Яркий след оставил он после себя, в истории Церкви, в области богословских трудов, которыми так богата сокровищница церковная. В особенности обессмертил он свое имя той богословской борьбой, которую вел он когда-то против тех, кто в заблуждении своем, в одном чисто богословском вопросе заблуждались, и это заблуждение свое настойчиво распространяли, вследствие чего возник спор о так называемом Фаворском свете. Вы знаете, конечно, историю праздника Преображения Господня, знаете, как Господь, преобразившись во славе, сиял светом ярче, чем солнечным. И вот, поднялся тогда спор – какого рода был этот свет. Был ли это безначальный, присносущный свет, присносущного и безначального Бога, или это был хотя и яркий, но наш обычный земной свет, так называемый «сотворенный свет». Иными словами, спор шел на тему – был ли этот Фаворский свет сотворенным или не сотворенным светом? Казалось бы, можно было бы сразу сказать, что поскольку там преобразился Сам Господь Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы, Бог бесконечный, то и слава Его была – слава божественная, и свет был – свет вечного безначального божества, ибо когда мы с вами и в Символе Веры говорим, что мы веруем в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, то как «света от света» – Того, Кто был Светом от Света – Отца Своего, еще до того, как был мир сотворен. В этом мире все сотворено всемогуществом и десницею Господнею. Не только то, что мы видим и о чем помышляем, но и самые критерии, самые понятия и условия пространства и времени, созданы Творцом, Который Сам выше этого и не подчинен ни времени ни пространству. И как все сотворенное в этом мире имеет начало, имеет начало и этот материальный сотворенный свет. Мы знаем из Библии, что Бог, в Котором, по слову апостола, «нет никакой тьмы» (1Ин. 1:5), изрек в начале творения: «да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3) – появился этот сотворенный свет. Но Бог есть свет несотворенный и вечный. И хотя заблуждающиеся упорно стояли на своем, в этом богословском споре святитель Григорий Палама одержал решительную победу, и ложное учение было побеждено и исчезло. Могут сказать, – вероятно, говорили и тогда, а теперь тем более – при удаленности нашей жизни от духовных интересов и ценностей – могут сказать, что это был только отвлеченный богословский спор, схоластический и не жизненный. Но те, кто так говорят, указывают только на то, как они далеки от мира духовного. Конечно, жизнь наша такова, что богословские истины, основные догматические истины нашей веры если нами может быть и исповедуются и признаются, то они как-то в жизни не отражаются. Блаженнейший митрополит Антоний в свое время постоянно, мудро и убедительно разъяснял, что все догматы нашей веры тем и прекрасны, что открывая нам, божественные истины, они в то же самое время нравственно и духовно нас укрепляют, ибо должны они быть основными началами, на которых должна быть построена и наша практическая жизнь. Но увы, от нас это далеко. И когда ведется речь о том, как говорил когда-то св. Григорий, что свет божества на Фаворе был несотворенный и безначальный, а не тот свет, который во времени сотворен, то некоторые говорят – это схоластика, это нечто оторванное от жизни, отвлеченное. Да, действительно; иногда люди, так настроенные, так живущие, бывают гораздо больше задеты за живое, кода потухнет вот этот сотворенный свет, как это было, например, в нашем городе 5 лет тому назад. Когда погасло все электричество и остановились все моторы, то люди почувствовали, что такое свет! Это их задело, потому что это был удар по практической жизни, по ее устроению. А когда в вопросах духовных люди говорят «это нежизненно», то свидетельствуют тем, что не умеют жить в мире духовных ценностей. Господь Иисус о Себе сказал "Я есмь Свет миру» (Ин. 8:12), и добавил, что кто идет за Ним, тот не будет во тьме, но будет иметь свет жизни. И церковь, верная своему Господу, ежедневно исповедует в молитве 1-го часа, что Христос есть свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. И этот свет всегда сияет. Он сияет и теперь. И хотя мы с вами видим, какая тьма окутала сейчас нашу землю, окутала человеческий род, тьма и в области догмы и в области морали, но это не значит, что свет Христов перестал сиять – нет. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в том Евангелии, которое читается в Светлую Пасхальную Ночь, говорит, что этот «свет во тьме светится, и тьма его не может объять» (Ин. 1:5). Но к сожалению, с человеком часто бывает то, о чем нас предупреждает Священное Писание – что он сам закрывает свои глаза и затыкает свои уши, чтобы не видеть и не слышать. Так и теперь, когда духовные ценности, духовный свет предстает пред ним, он не только равнодушен к нему, но и часто сам произвольно отходит от него, чтобы не видеть и не слышать то, что он должен видеть, и то, что он должен слышать. Он от этого уклоняется, потому что живет совсем другими интересами. О таких людях говорит евангельская притча: Царь зовет на царский пир, а званные отказываются; у каждого своя причина, но все отказались (Мф. 22:2–5). «Хотя там и царский пир, да вкусы у нас не те», – как говорит св. Феофан Затворник об этой притче. Людям не интересно и чуждо то, что предлагается в мире духовных ценностей. Потому что человек всецело прильнул к земле, только земным и землею он живет, и тогда у него очи закрыты и уши заткнуты, чтобы и не видеть и не слышать. Но свет Христов светит и всегда будет сиять, и те, у кого очи и уши открыты, видят и слышат, освящаются и освещаются этим светом. Этот свет всегда будет видим каждой христианской душе, которая не закрыла себя от него. Брат христианин, не смущайся тьмой, которая разливается всюду. Конечно, нельзя не скорбеть о том, что человечество теперь блуждает в таких мрачных потемках, но если человек ищет света и стремится к нему, то этот свет не закрыт от него. Господь Иисус Христос, по словам Его Первоверховного Апостола, «всегда, днесь той же, и во веки» (Евр. 13:8). Если Он во время Своей жизни на земле был светом, просвещающим всякого человека, то и теперь Он просвещает всякого, кто не закрывает своих очей, кто не затыкает свои уши, а идет навстречу этому свету. И если он примет этот свет Христов, то на нем сбудутся слова евангельские: «дондеже свет имете, веруйте во свет, да сынове света будете» (Ин.12:36). Аминь.
|
|
10.03.2023 Церковь Христова — Корабль Спасения Святитель Николай Сербский (Велимирович). |
Церковь Христова — Корабль Спасения С самого начала ангелы служили Спасителю, нисходя с неба и восходя на небо. Ангел явился Захарии, дабы сообщить ему о рождении великого Предтечи Христова. Ангел явился Пресвятой Деве, да возвестит Ей о величайшей тайне рождества Господня. Небо отверзлось пастухам вифлеемским, и ангелы нисходили, воспевая радостную песнь примирения Бога с человеками. Ангелы нисходили и восходили, чтобы извещать и направлять Иосифа и восточных волхвов. Когда Господь победил все диавольские искушения в пустыне, ангелы приступили и служили Ему. Во время Его предсмертной скорби в саду Гефсиманском ангел явился Ему и укреплял Его. При Его воскресении ангелы сошли на гроб Его. При Его вознесении от земли на небеса два ангела в белой одежде сошли и явились ученикам. После Его вознесения ангелы часто являлись Его апостолам, а потом — многим и многим Его угодникам, мученикам и святым. Разве святой первомученик Стефан не видел небеса отверстые? Разве апостол Павел не был восхищен до третьего неба? Разве апостолу и евангелисту Иоанну не были открыты бесчисленные чудеса небес, времен и вечности? И до наших дней многим чистым и богоносным душам являются ангелы, и многие покаявшиеся и получившие прощение грехов видят небо отверстым. О, сколько же раз до сего дня исполнялись слова Господа нашего Иисуса Христа о небе отверстом и ангелах нисходящих и восходящих! Господь и сошел на землю, дабы явить людям отверстое небо. До пришествия Христова лишь малое число пророков и угодников Божиих сподоблялось видеть небо отверстым; но после него целые воинства небовидцев возносились прозорливым духом своим в небесную высь и сретались с ангельскими воинствами небесными. Небо всегда отверсто для людей; но люди закрыты для неба, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Христос исцелил от слепоты не только нескольких телесно слепых, но и миллионы духовно слепых людей. И слепые прозрели и увидели небо отверстым. И ныне слепые прозревают и видят небо отверстым. А что означает небо отверстое, если не присутствие Бога живаго и Его бесчисленного воинства? А что означает присутствие Бога живаго, если не страх и ужас для нечистых и грешных, жизнь же и радость для чистых и праведных? От этого великого и страшного присутствия нас пока заслоняет темная завеса нашего тела. Но скоро, совсем скоро завеса сия будет сорвана и брошена, и мы полностью окажемся в отверстом небе; и при этом те из нас, кто покаялся и очистился, — в вечном животворящем присутствии Бога живаго, а нераскаянные, богохульники и нечистые — в вечном отсутствии Бога, в муках и тьме внешней. Притецем же к человеколюбивому Господу нашему Иисусу Христу и, пока еще не все дни наши сочтены, исповедуем имя Его как единственное имя, коим надлежит нам спастись; и возопиим о помощи, единой неложной и спасительной помощи. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй и спаси нас грешных! Тебе подобает слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. Святитель Николай Сербский (Велимирович).
|
|
06.03.2023 Торжество Православия. Византия, 14 век |
Торжество Православия. Византия, 14 век Почитая иконы, мы почитаем не дерево и не краску на дереве, но сии живые и присутствующие небесные силы. Имея страх перед иконами, мы имеем страх перед шестью силами. Получая утешение и радость от иконы, мы на самом деле обладаем утешением и радостью от небесных сил, на иконах изображенных . Только безумные и одержимые злыми духами люди считают иконопочитание идолопоклонством. Кто, как не Церковь Православная, веками противостоит идолопоклонству? Кто иноной жертв в той войне победоносной борьбы? Кто иной упразднил идолопоклонство? И разве Церковь, уничтожившая идолопоклонство, может быть идолопоклоннической? Такую хулу на Церковь Божию возводили нечистые еретики, мысли плотским, а не духовным умом. По грубости своего рассуждения они не смогли отличить иконопочитания от идолопоклонничества. Когда их использование доводы не помогло им, огнем и мечом воздвигли гонения на иконы и на читающих их. Огнем они платили иконы, а мечом усекали православных. Но, поелику крепости Божия сильнее и пламя, и замечание, еретики в конце концов пали и судьбы, а иконы остались, чтобы и далее украшать Божии храмы и напоминать верным о великом и страшном ожидании Бога и небесных сил жизни в видимой на земле. В честь победы над иконоборцами и последствия восстановления иконопочитания во времена патриарха Мефодия, благочестивой царицы Феодоры и сына ее Михаила святые и богоносные отцы определили сей первый недельный день Великого поста для празднования этого события. День сей называется также «Торжество Православия», в воспоминание о победе православного вероисповедания над еретическим пустословием и земным мудрованием. В связи с этим избрано для спортивного евангельского чтения зачало о Нафанаиле: о том, как сомневался он во Христе, пока отстоял далеко от Него, и как преобразовано ко Христу, лишь только оттуда Него. Да явится чрез то и назначение Божия для помощи маловерных к вере, и чудотворное могущество владения сего! Во время оно Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром . После Своего крещения на ориентире Иисус Христос пришел в Галилею, где Ему надлежало начать Свои труды. Развращенный ум Иудеи не был достоин того, чтобы Свое дело начал среди ее жителей. Иудея с Иерусалимом по своим принадлежностям к земному и чувственному палату ниже языческих краев. Галилея была языческой, населенной в основном эллинами, римлянами и сирийцами, охватывая лишь слегка слегка слегка разбавляли евреи. Евреи из Иудеи презирали Галилею как землю языческую, землю тьмы и неведения. Именно в этом презираемом краю должен быть воссиять свет великий, как сказано пророком: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, приходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис.9:1-2). Уже тем самым, что Он отверз Своих Божественных уста сперва в этой Галилее, представлявшей собою смешение народов, собрал всечеловеческое предназначение Своего Евангелия. Явившись же сперва в сем темном и заброшенном уголке отчаяния, Он тем показал, как Свое смирение, так и приговором безумной гордости помраченного и разенного Иерусалима. Андрей прежде всех сам пошёл за Господом и без призыва и привел своего брата Симона Петра (Ин.1:35 и ниже); Филиппа же посещает: иди за Мною . Филипп сразу после окончания функции без каких бы то ни было колебаний; это ясно из того, что он, возгоревшись ревностью о Христе, тотчас же начинает набирать и других добровольцев того и приводить их ко Господу. Быстрое решение Филиппа немедленно возникает за Господом, можно объяснить тем, что он, вероятно, прежде слышал о Христе от своих соседей Андрея и Петра (поскольку все они были из одного города, Вифсаиды), а может быть, и от других. Однако, скорее всего, притягательная личность Самого Господа его вмиг подвигла все оставить, все забыть и пойти за Ним. И притом могучая личность Христова весьма покорила Филиппа, что, как уже было сказано, он не только пошел за Господом, но тут же начал и апостольское служение, то есть стал привлекать ко Христу и других людей, проповедь далее: Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророках, сын Иосифова, из Назарета . Как просты слова Филиппа! Се, беседуют две алчущие души, душа Филиппа и душа Нафанаила! Филипп не говорит: «Мы нашли обетованного Мессию», или «Сына Давидова», или «Царя Израилява», или «Господа Христа»; он только дает Нафанаилу понять: они нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки. Сие глаголет душу, исполненную удивления и радости. Наисильнейшие чувства себя не выбирают слова, выражают просто, иногда и препросто, как будто они сами о себе уверены: их сила проявится и в обычных словах .Слабые и мнимые чувства куют себе серебряные трубы из громких и пышных слов, дабы показать себя более совершенными и правдивыми, чем они суть.
|
|
05.03.2023 Первая неделя Великого поста. Торжество Православия. |
Первая неделя Великого поста. Торжество Православия. Евангелие о Господе Всеведущем и о человеке, в котором нет лукавства. Как велико и страшно присутствие Бога живаго! Призвание Нафанаила (Ин 1,45-51) В трепете предстоят Его ангельские силы; серафимы за скрывающими крыльями лица от своих блистательнейшего света и неизглаголанной лепоты. Как ярко солнце! Как великолепно звездное небо! Как сильно бурное море! Как калорийны исполинские горы! Как страшны грозовые тучи и огнедышащие вулканы! Как умилительны испещренные цветы луга с прохладными родниками и белыми стадионами! Но всё сие — лишь дела рук Божиих; всё сие — смертное творение бессмертного Творца. И если творение столь великолепно, то каков же тогда Творец! Если сердце человеческое приходит страх, или радость, слезы или в ожидании творения Божия, то не тем ли паче в ожидании всемогущего и живаго Творца? Какая смертная тварь может стать близкой к Бессмертной и не расплавиться? Какой смертный человек — наблюдатель в лице Божие и остался жив? Вот, страшно и вельми страшно узреть и лик ангела Божия — кольми паче лик Бога! Описывая бывшее ему видение ангела Божия, пророк Даниил говорит: во мне не осталось крепости, и вид лица моего в виду изменился, не стало во мне бодрости (Дан.10:8). Так немощен и старшеший человек, и так растет в глазах вид лица у краснейшего мужа в приближении пресветлого ангела Божия, у кого тело — как топаз, лицо его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники (Дан.10:6). В то преславное утро, когда Иисус Христос воскрес, вот, сделалось великое землетрясение: посвящение Ангел Господень, сошел с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его белого, как снег; устрашившись его, стерегущиеся пришли в трепет и стали, как мертвые (Мф.28:2-4). Таков всего лишь певец Царев — каков же тогда Царь? О, если бы люди вели; если бы они непрестанно помнили и ни на единое мгновение не теряли бы знания о том, что такие молниеносные и белоснежные ангелы — близ них, совсем близко! Это знание у пророков и всех прозорливых людей было видением и лечением их бесконечно медленными и смиренными пред миром горними, но решимыми и гневными — по причастности к нераскаянным, ослепленным грешникам. Однажды пророк Елисей помолился Богу, чтобы Бог открыл его глаза служителю, да увидит то, что мог видеть сам пророк. И внял Бог молитве великого пророка, и открыл его глаза служителя, и он увидел, и вот, вся гора ядерными конями и колесницами огненными кругами Елисея (4Цар.6:17). Каково же тогда было видение Самого Царя воинств небесных! Когда великий пророк Исаия удостоился видения сего, он воскликнул в страхе и ужасе: горе мне! погиб я! посвящение я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и мои глаза вживую Царя, Господа Саваофа (Ис.6:5). О, если бы люди знали, что Царь и Господь непрестанно взирает на них — Тот Самый Самый Неизменный Царь и Господь, увидев Коего единожды, Исаия исполнился страха и ужаса! Не пришел бы тогда человек на ум никакой и никакая греховая нечистота. Видит ли человек Бога или не видит — Бог смотрит на него . Не опасна ли это для богохульника? Не утешительно ли это для страждущего христианина? И не только Триединый взвод Богирает на нас и видит нас во всякий момент нашей жизни, но и все воинство небесных ангелов и прославленных святых. Миллионы живут на нас, как одно око. Миллионы благих пожеланий сопровождают нас на тернистой и мрачной стезе нашей жизни; и руки протягиваются одна нам на помощь, как рука . Водимая Духом Святым, Церковь Божия на земле потрудилась представить верным сию ядерную, страшную и умилитивную среду обитания с помощью широкого икона в иконостасе, кои охватывают невидимый мир небесных сил и напоминают о постоянном наличии таких сил в мире.
|
|
|