arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

04.06.2023 Троица

 
Троица 
 
Когда-то великий святитель и учитель Церкви святитель Григорий Богослов, произнося свою вдохновенную беседу в Праздник Св. Троицы, начал ее словами: «Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение». И дальше в этой вдохновенной беседе он говорит: «Дух Святый бе присно, есть и будет, не бе начинаяй, не бе престаяй, Самоблагий, Источник благостыни, Свет и Света податель». Эти его прекрасные, глубокие и поэтически-красивые слова Св. Церковь взяла в содержание тех светлых, радостных, праздничных стихир, которые мы с вами вчера слышали здесь за всенощным бдением. Святителю Григорию Богослову принадлежат эти священные слова.\

 
– Итак, мы с вами Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие. 
Когда-то Господь Иисус Христос на Тайной Вечери сказал Своим ученикам о том, что Он от них уходит, и, видя их печаль, сказал им: «лучше для вас , если Я пойду, ибо, если Я не пошел бы сейчас (на Мои страдания), то Утешитель не пришел бы к вам, а если пойду , – сказал Господь, – то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). 
Для нашего спасения необходимо было, чтобы не только снята была греховная вина с нас за наши грехи, но, в то же самое время, мы с вами были исцелены от той порчи, которая уже тысячи лет передается в нас от поколения к поколению... 
Представьте себе мальчика, которому родители дали новый, нарядный костюм и сказали, чтобы он его берег. А он стал легкомысленно шалить, был небрежен и его запачкал и порвал. Увидел это, стыдно стало, побежал к родителям просить прощения. Добрые родители, простили, сняли с него вину. Но этого мало. Костюм надо поправить и вычистить. Так – и в деле спасения нашего. От греховной вины, от тяжести греховной освободил нас Господь наш Иисус Христос. Какой ценой – мы с вами знаем. Когда вы смотрите на изображение Его пречистых страстей, видите, как Он упал под Крестом, помните: этот Крест Его придавил своей тяжестью потому, что на Кресте висели все страшные грехи и беззакония наша: и мои, и твои, и всего человечества. И вот эта-то страшная тяжесть грехов как бы пригнула, придавила Спасителя нашего, измученного уже, истерзанного, окровавленного – придавила Его к земле. Не смог Он больше нести Своего Креста. Но сохранилось сказание, что, когда праведник Симон Киринейский подбежал к Кресту, чтобы поднять его и помочь Спасителю нести, то он и сдвинуть с места не мог этой страшной тяжести, и тогда Сам Господь Своею всемогущею силою помог ему поднять этот Крест. Страшна была его тяжесть, ибо на нем были все наши грехи, которые Господь пригвоздил ко Кресту – освободил и нас от них. Так – Его крестным подвигом мы освобождены от бремени тяжкого греховного. 
Но этого мало. Грех человека изуродовал, исказил и загрязнил. Для того, чтобы его омыть, очистить, просветить и освятить и пришел Дух Святый «в видении огненных языков» (Деян. 2:3) на святых Его учеников и апостолов, и тогда – «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18:5). И вот это преславное событие – сошествие животворящего, преблагого Утешителя Духа к людям – мы и празднуем ныне. 
В одном из псалмов есть замечательное выражение (этот псалом всегда читается в конце шестопсалмия): "душ а моя яко земля безводная Тебе» (Пс. 142:6). Представьте себе землю, в которую посажены добрые, плодородные семена. Но она засохла без влаги и потрескалась, и какие бы добрые семена ни были бы в ней посажены, они не взойдут, пока будет эта страшная засуха, пока земля засохла без влаги. И вот – «душа моя яко земля безводная к Тебе» – исповедуется человек устами псалмопевца Давида Богу всеблагому. 
В душе человека есть добрые начала – остатки ведения истины, потому что Господь-Творец при творении щедро одарил человека всяким добром, и остатки этого добра и теперь есть в душе. Семена добра в ней есть, но они бесплодны, потому что "душа наша, яко земля безводная» . Есть в ней жажда благочестия, но нет влаги благодатной – иссохла она, и добрые Семена остаются бесплодными. 
Вот потому-то в этот день мы и молимся коленопреклоненно – молимся чудными, составленными св. Василием Великим, молитвами о том, чтобы Господь в этот светлый праздничный день освятил, укрепил духовно и очистил нас. Без благодати Его Духа, без Его силы мы так и останемся безводной, засохшей и бесплодной землей. 
Припомни, душа христианская, сколько раз ты обещала своему Богу исправление? Как будто бы были искренние, добрые намерения на исправление, на обновление жизни, а где оно? Все те же грехи, все те же страсти, все та же нечистота! 
Вот потому-то и надо нам молиться Господу, особенно в этот светлый день Пятидесятый, чтобы Господь нас очистил, укрепил благодатью Духа Своего Святого. Когда она освятит наши души, то они, как земля, вначале безводная и бесплодная, но под действием орошающей влаги принесшая плоды, по благодати Божией, могут принести плоды новой жизни, но, повторяю, только тогда, когда благодать Духа Святого оживотворит их, как живительная влага засохшую землю. 
Будем же во время чтения этих молитв молиться Господу от всей души, чтобы Господь помиловал нас и послал нам исправление и обновление жизни и твердую решимость стать на добрый христианский путь. Аминь. 

 
  
Троица. Рождение Церкви Христовой 
Как раз, вскоре после Вознесения Господня и дня сошествия Святого Духа на апостолов, начала свое существование Церковь первых христиан. Из церковной истории и из Книги Деяний Апостольских мы знаем, что Церковь, находясь среди мира, о котором говорит апостол, что «мир во зле лежит» (1Ин. 5:19), была обособлена от него и не сливалась с ним. В Книге Деяний Апостольских, например, сказано, когда упомянуто было, как рождалась Церковь, что никто из посторонних, т.е. не христиан, не смел пристать к ним, а только те, кто благословляя в них Бога, видели жизнь христианскую, видели, как живет и славит Бога эта первая Церковь. И, конечно, отличались христиане от окружающего мира тем, что они непосредственно переживали и исполняли все святые Христовы заповеди, церковные законы и установленные правила церковные и исполняли усердно и неукоснительно, точно и радостно. 
Так было когда-то у нас на Руси-матушке. Когда жизнь всего русского быта была, по существу, если не по монашескому, то во всяком случае, жизнь была благочестивою, ибо каждый русский человек, в те далекие, но в известном смысле, благословенные времена, сознавал себя постоянно всюду и везде сыном или дочерью Православной Церкви и жил, именно не находясь внутри церковной ограды, также свято, усердно и неукоснительно исполняя святые церковные правила, порядки и послушания. И в частности, соблюдая церковные посты. Русский человек тогда и не мыслил, что можно не исполнять поста. Поражались все иностранцы, приезжавшие на Русь, и православные из других поместных Церквей, тому, как строго постился русский народ, как русский человек строго исполнял устав церковный. 
Но время, конечно, шло и увы! – перемена наступает не в добрую сторону. Уже преподобный Серафим Саровский настойчиво говорил, что приближается гнев Божий на Русь за то, что русские православные люди потеряли должное усердие к послушанию Церкви и уже не так усердно и правильно исполняют ее уставы и, в частности, перестают соблюдать посты. И все больше и больше отходила Россия от этого точного послушания Церкви. В народных церквах сохранялось это в значительной степени, а вот «в верхах», в так называемой аристократии, все дальше и дальше отходила. Но тот, кто горел духом настроенности христианской, тот всегда посты исполнял. 
Тут, невольно, вспоминается очень большая и светлая фигура одного большого русского человека, мыслителя и писателя, человека большой культуры Алексея Степановича Хомякова. Человек разносторонне одаренный, больших дарований, в частности, глубокого, широкого, самостоятельного, светлого и творческого ума. Он знал все, кажется, сокровища русской культуры и не только русской. Он в то же самое время был величайшим знатоком святоотеческого богословия. Не только, как носитель его, знает его, но и напоен его удивительным святым спасительным духом – святоотеческой святыни. И вот, будучи верным сыном Церкви, мудрым, знающим богословие, победоносно защищал Православие против всех инославных исповеданий. Он, благодаря своему высокому культурному уровню, стоял наравне со всеми верхами аристократического общества, и был там свой человек, но резко отличался от них тем, что неукоснительно, точно соблюдал церковные посты. И когда другие выражали этому удивление, он в свою очередь удивленно говорил: «А как может быть иначе, как может православный христианин не слушаться Православной Церкви?» Но вокруг него уже, повторяю, в этом отношении был сильный распад. 
Но в наше время, дело пошло еще дальше. Сейчас мы знаем, что некоторые русские люди, считающие себя православными, даже и не знают, например, того, что несколько дней тому назад начался Рождественский пост, который готовит нас к великому и светлому празднику – Христова Рождества. Поразительно, как легко, легкомысленно, преступно относятся теперь, как будто бы верующие, православные люди к этому священному церковному установлению. Казалось бы, когда мы видим кругом себя, всюду, начинающуюся, действительно, апостасию, т.е. отступление от учения Церкви, от Христовой истины, от Христова Евангелия, должно бы было это вызвать спасительную реакцию в нас самих. Видя, как всюду попирается церковность, мы должны были бы подчеркнуто это установление поста хранить так, как первые христиане хранили среди развращенного языческого мира. Но увы! – нет, в нас ни мужества, ни стойкости. Человек живет, в этом отношении, по течению, а течение это идет в пропасть. 
 

А как стойки были христиане первых веков. Завтра Церковь молитвенно прославляет святого мученика Варлаама. Необычен был мученический подвиг его – не требовали от него прямого и позорного отречения от Христа Спасителя, а требовали, в смягченном виде, неверности Христу. Требовали, чтобы он бросил горсть ладана на уголь, на угли, которые горели при жертвоприношении языческом пред идолом, т.е. чтобы он на эти угли бросил бы, принесши жертву фимиама, жертву благоухания идолу языческому. Наотрез отказался Варлаам. Никакие уговоры и запугивания не могли его заставить сделать это. Разъяренные мучители тогда притащили его к этим углям, к огню, насильно вложили в его руку ладан и насильно же простерли его руку туда пред огнем, так что, пылая, огонь страшно опалил его руку. Но мужественно, выдерживая страшную огненную пытку, стоял мученик, с крепко сжатою рукою и не исполнял то, что от него требовалось. Стоял он так, с горевшею рукою, пока, наконец, не обгорели пальцы и не отпали. А он все стоял и стоял. Так и не сделал то, чего требовали от него. Вот как стойки были тогда и как малодушны, как слабосильны, как неверны в наше время! 
Эти примеры такого стояния за правду, такой верности Христу Спасителю и Его учению, должны бы воодушевить каждого христианина. Но увы! – о таких подвигах мало кто и знает, мало кто и читал или слыхал. Будем помнить, братие, какие были христиане древности и их святой пример стойкости и могучей верности пусть заставят и в наших сердцах воспламениться этой верности во Славу Господа! Уже Иоанн Кронштадтский жаловался на то, что не ревнуют люди о посте совсем. Так вот, повторяю, может быть та ужасная картина, о которой мы тут в беседах читаем, может быть она побудит нас к тому, чтобы опомниться и стать во всем верными Христу и верными Церкви Его святой. Аминь. 

 
28.05.2023 Недяля 7-я по Пасхе: Ересь Ария

 
Недяля 7-я по Пасхе: Ересь Ария 
 
Православная Церковь ныне молитвенно воспоминает отцов Первого Вселенского Никейского Собора, которые когда-то собрались в городе Никеи, для того чтобы разобрать и осудить ересь Ария. Мы знаем, что в первые века христианства, Церковь испытывала тяжкие гонения, сначала от евреев, а потом от языческой римской императорской власти. Но несмотря на то, что гонения те были кровавые, несмотря на то, что тысячи христиан умирали под пытками за исповедание веры, однако же, это не было опасным для Церкви. 
Христиане первых веков хорошо помнили, что Господь Иисус Христос сказал: «не бойтесь убивающих тело, бойтесь того, кто душу может в геенну осудить и погубить , а убивающих тело не бойтесь» (Мф.10:28). А в Апокалипсисе Он же говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). И в этих кровавых гонениях христиане были верны до смерти, шли на эту мученическую смерть и получали от Господа Спасителя заслуженный ими венец вечной жизни. 
Когда кончилась эпоха гонений, наступила другая. Та была для Церкви гораздо опаснее. Тогда внутри Церкви появились ереси, заблуждения, искажение истины. Они сразу стали появляться, но первые были мало заметные, много последователей себе не приобретали. Ересь же Ария, которая появилась как раз тогда, когда гонения окончились, взволновала всю Церковь. Арий был ученый и красноречивый пресвитер, т.е. священник – пастырь, в городе Александрии. Скончался епископ Александрийский. Тогда паства выбирала своих пастырей. Нужно было избрать нового преемника ему из числа пресвитеров. Красноречивый, образованный, занимавший видное положение Арий был убежден, что выберут его, и он будет епископом. Но большинство клира и народа избрали другого епископа, пресвитера Александра, который так же был достаточно учен, образован и сведущ. Он не был таким выдающимся и талантливым как Арий, но зато отличался благочестивой, по истине праведной и святой жизнью. За это чтили его и клир и паства и избрали его. 
Тогда заговорило в Арии задетое оскорбленное самолюбие. К сожалению, всегда так и бывает в истории ересей. В начале непременно лежит недобрый мотив, недоброе побуждение личного характера, которое облекается уже в ризу как будто бы своего рода верности истине. Так и Арий по самолюбию решил выступить против своего епископа – он никак не мог примириться с тем, что не он епископ. И когда однажды епископ Александр беседовал со своим клиром о Тайне Святой Троицы, о равенстве Лиц Ее и о том, что Святая Троица есть в Троице Единица, ибо в трех Лицах Одно Божественное Существо, Одна Божественная Природа, то Арий дерзко стал ему возражать и стал утверждать, что Сын Божий не равен Богу Отцу, как говорил епископ Александр, или не рожден от Него, а сотворен Им, как тварь, как творение. Правда выше, совершеннейшее, но все-таки только творение, только тварь. Александр пытался кроткими наставлениями вразумить Ария, но тот упорствовал. А так как он был красноречив, то стала эта ересь, с его нелегкой руки, распространяться и в конце концов взволновала всю Церковь. 
Александр, как епископ, отлучил его от Церкви. Он оттуда ушел, но стал распространять свое учение дальше и дальше. В конце концов, сам равноапостольный император Константин поручил известному своим благочестием и мудростью глубокому старцу Осии Кордобскому разобрать, что это такое, что это за ересь. Престарелый епископ Осия, благочестивый и мудрый, прибыл в Александрию. Без всякого предупреждения, совершенно беспристрастно разобрал он этот вопрос, вернулся и доложил императору, что Арий проповедует ужаснейшую ересь, которая ниспровергает все христианство. Ибо если Сын Божий не равен Богу Отцу и не рожден от Него, то Он не Бог, а тварь, а значит, не был Он в воплощении Своем истинным Богочеловеком. Значит и дело нашего спасения совсем не осуществлено так, как учит о нем наша христианская вера. 
В конце концов собрался Вселенский Собор. Арий на свою сторону склонил только несколько епископов. Подавляющее большинство епископов (а собралось их на собор больше трехсот человек) твердо стояло за православную веру, осудило ересь Ария, а самого его отлучило от Церкви, как упорного и неисправленного еретика. 
Страшною смертью погиб этот еретик, но ересь долго еще волновала Церковь. Только постепенно она стала затихать. Приходилось с ней бороться еще и Василию Великому, и Григорию Богослову и Иоанну Златоустому, которые жили уже после Ария. Но, в конце концов, истина восторжествовала, хотя был такой момент, когда на Востоке из всех епископов православных оставался только святой Афанасий Великий, а на Западе только святой Иларий Пиктавийский, а все епископские кафедры, сотни кафедр, были захвачены епископами, которые сами были еретиками-арианами. 
Церковь, однако же, не погибла. Трудно было святителю Афанасию бороться с еретиками на Востоке. Много раз он удалялся в изгнание, но пребывал непоколебим. Когда он в этом одиночестве узнал, наконец, что есть ему сотрудник, преемник в деле защиты истины, святой Василий Великий, тогда облегченно вздохнул великий защитник Православия. Вот так Церковь тогда переживала эти ереси, так она волновалась ими. 
После Ария были и другие еретики. Их также осудили Вселенские Соборы. Но ныне мы вспоминаем Первый Вселенский Собор, который Ария и его ересь осудил. Аминь. 
 
21.05.2023 Неделя 6-я по Пасхе: Слепорожденный

Неделя 6-я по Пасхе: Слепорожденный 
 
Завтра, даст Бог, мы с вами услышим за Божественной литургией повествование святого евангелиста Иоанна. Повествование о том, как Господь наш Иисус Христос даровал слепорожденному человеку двойное прозрение: и телесное, от телесной слепоты, и духовное, от духовной слепоты и неведения. Евангелие это говорит о том, что Господь, проходя, увидел слепорожденного. Откуда Он шел? Из храма. А там, в храме, перед этим, озлобленные враги хотели побить Его камнями. По Евангелию Матфея, Марка и Луки не совсем ясно, почему такая страшная злоба. Прямо таки сатанинской ненавистью возненавидели нашего Господа Его враги – книжники и фарисеи и саддукеи. По Евангелию от Иоанна это нетрудно понять, потому что как раз перед этим повествованием об исцелении слепорожденного, говорится о том, как Господь беседовал с ними и как они в конце концов говорили Ему: «не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и... бес в Тебе?» (Ин.8:48). Но Господь в этой беседе беспощадно их обличил в том настроении, которое ими владело, и со Своей стороны, когда они хвастливо и заносчиво сказали, что «наш Отец – Бог», то Господь им сказал: «Если бы Бог был ваш Отец, вы совсем действовали бы не так, как вы это делаете, а ваш отец – диавол!» (Ин.8:41, 42, 44). Прямо сказал им это Господь. 
По славянски: «вы отца [вашего] диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити» , т.е. действуете так, как он сам действует. После этой беседы, в конце которой Он прямо им сказал Кто Он, собственно, по существу, они хотели побить Его камнями. Он им сказал такие слова: «Авраам ваш отец рад бы был, если видел бы Мой день: и видел и возрадовался» . Недоумевающие враги Его спросили: "Тебе и пятидесяти лет нет, – и Ты видел Авраама?» . Последовал ответ Спасителя, исполненный Божественного величия: «аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам... бысть, Аз есмь» (Ин.8:56–58) т.е. прежде, чем не был (прошедшее время) Авраам, Аз есмь, Я есть. Господь Своей Божественной Природой в прошлом, как и в будущем, находится так же, как в настоящем. Как говорил о. Иоанн Кронштадтский: «Господь в одном акте Божественного созерцания созерцает всю жизнь, все века и всех людей». Когда они поняли, что Он сказал о Себе, они схватили камни, чтобы побить Его, но Он прошел мимо них. Когда вышел, проходя, увидел этого слепца. 
Когда вы внимательно читаете это повествование, то сразу видите, как слепец постепенно прозревал. Враги Спасителя все больше и больше своей злобой ослепляют себя, а бывший слепец прозревает. Когда его первый раз спросили, как он получил исцеление, он на это ответил только: «Человек, нарицаемый Иисус – (имя Которого Иисус) – сказал, чтобы я положил брение на очи и умылся в Силоамской купели, что я и сделал, и вижу» (Ин.9:11). Когда спросили его: кто Он и где Он, он сказал: «не знаю» (Ин.9:12). Но потом, когда враги старались его сделать противником Исцелителя, получилось наоборот: чем дальше они пытались уверить его в том, что его исцелил грешный человек, тем яснее пред ним сияет истина. После того, как он просто назвал Его Имя, он сказал: «это пророк !» (Ин.9:17). Когда они снова и снова к нему приставали перекрестными вопросами, он, сам того, может быть, не зная, нанес им ужасный удар моральный, с их точки зрения оскорбление! Они его снова спрашивают, а он им говорит: «Сказал я уже, вы что не слышали? Почему вы снова хотите слышать? Или и вы хотите быть Его учениками?» Они гневно говорят: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что... Моисею говорил Бог, а Этот откуда – мы не знаем» (Ин.9:27–29). Вот тут бывший слепец их и обличил, он говорит: «о сем бо дивно есть, яко... не весте, откуд а есть, и отверзе ми очи» (Ин.9:30), т.е. вот это-то и удивительно, что Он отверз мои очи, а вы не знаете, откуда Он! Вы же (подразумевается) духовные вожди народа, кому же знать, как не вам? Если вы не знаете, откуда Человек, Который творит такие поразительные чудеса, то куда же вы годитесь, как духовные вожди народа? И дальше им читает лекцию: «А мы знаем, что грешников Бог не послушает , а кто волю Его творит, кто чтит Его, того Он послушает . От века не было случая, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Этот не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9:31–33). Возражать было нечего, и они прибегли к ругательству – это все, что оставалось в их распоряжении, они говорят: «во грехах ты весь родился и тебе ли нас учить ? И выгнали его вон» (Ин.9:34). 
Господь, после этого, встретя его, говорит, чтобы ободрить его. Как не был силен духом этот бывший слепец, но ему, конечно, скорбно было – изгнание из синагоги было очень тяжелым наказанием у иудеев. Господь, чтобы ободрить его, встречая его, говорит: "ты вер и шь ли в Сына Божия?» (Ин.9:35). Ответ слепца явно показывает, что вера созрела, но только еще не увидела своего объекта перед собой. Он говорит: "и кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин.9:36). Господь, Который простой сердцем женщине-самарянке прямо сказал, что Он – Мессия, так же и этому слепцу прямо говорит. Тот говорит: «Кто Он, Господи? Этот Сын Божий?» – «и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин.9:37) – сказал ему Спаситель – Он есть! И вот из всей души бывшего слепца восторженно вырвался возглас: «верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9:38). Вот, как Господь Иисус Христос, повторяю, даровал двойное зрение этому слепцу: и физическое и духовное. Но злые враги Христовы не унимаются и задали Спасителю вопрос: «Что же и мы слепы?» (Ин.9:40). Получили они очередной хороший урок. Господь им на это ответил: «если бы вы были слепы, то греха бы не имели!» (Ин.9:41). Тот кто не видит, тот не виноват, неведение не есть грех. Мы с вами знаем, что и Церковь, в покаянных молитвах, твердо отмечает грехи вольные, сознательные от несознательных и невольных. «Если бы вы были слепы, то не имели бы такого греха , – говорит Господь, – но так как вы сами говорите, что вы видите, то грех ваш остается на вас» . 
Это – страшные слова, братия, страшные, потому что безмерно велик Тот, Кто их сказал! Ведь Господь Иисус Христос есть Один, Кто может простить грех и не простить – помиловать и осудить. И Он прямо говорит, что грех их останется на них. Это Евангелие, конечно, и нам с вами урок, потому что недаром мы с вами не так давно в Великом посту молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения!» Значит, мы их не видим как следует, раз просим, чтобы нам их видеть, зреть. Значит и у нас не хватает духовного зрения. Потому и надо всегда, особенно в этот день, когда мы вспоминаем как Господь исцелил человека и открыл ему духовные очи, молиться, чтобы Он и наши ослепленные очи просветил светом познания Своего. Аминь. 

Неделя 6-я по Пасхе: “На суд Я пришел в мир сей...” (Митрополит Филарет).

Неделя 6-я по Пасхе: “На суд Я пришел в мир сей...” (Митрополит Филарет).

Сегодня мы с вами слышали за Божественной литургией повествование Святого евангелиста Иоанна Богослова о том, как Иисус Христос исцелил человека слепорожденного, т.е., который никогда ничего не видал. Характерно то, что когда закончилось это евангельское повествование, Господь сказал: “На суд Я пришел в этот мир, чтобы невидящие видели, а видящие оказались слепы.” На это озлобленные враги, книжники и фарисеи, вероятно, с иронией и насмешкой Ему сказали: “Неужели и мы слепы?” И получили ответ, Господь им сказал: “Если бы вы были слепы, то не имели бы греха,” потому что, когда человек не знает, не ведает, он не может ничего сознательно нарушить и большого греха не совершает. Если даже сделал не так и Сам Господь не вменяет это ему в грех, если он не знал, что он грешит. Господь и говорит: “Если бы вы были слепы, то не имели бы этого греха, но так как вы сами утверждаете, что вы видите, то поэтому грех ваш остается на вас.”

Помните, что это очень страшный приговор, потому что произнес его Тот, Кто Один только может оправдать или осудить, и Он сказал, что грех их остается на них. Господь Иисус Христос дал бывшему слепцу не только физическое, но и духовное зрение. В то же самое время Евангелие показывает, как своим упорством враги Христовы все больше и больше ослепляют себя, оставаясь в своем заблуждении.

Когда Господь исцелил слепого человека, его спросили, как это произошло? Он ответил, что он не может ответить на этот вопрос: он был слеп, когда к нему подошел Господь. Вероятно он слышал, как Спасителя называли, поэтому он и сказал в ответ: “Человек, нарицаемый Иисус, положил брение мне на очи. Я после этого умылся в Силоаме, по Его повелению, и прозрел.” Они спросили его: “Кто Он?” Он ответил: “Не знаю.” Его повели к фарисеям, они тоже его стали допрашивать. Он коротко им сказал: “Брение положил мне на очи, я умылся и вижу.” Между фарисеями и между врагами Христовыми тут поднялся спор — “распря,” как в Евангелии сказано: одни говорили, что Этот Человек не от Бога, потому что субботы не хранит, т.е., закон. Другие возражали: как может грешный человек делать такие дела? Бывший слепец слышит эти речи, эту распрю и истина для него становится все яснее и яснее. И вот эти слова одной группы фарисеев (как может грешный человек такие знамения творить), для него и послужили руководящей нитью для дальнейшего. Его спрашивали не раз, а когда стали подвергать перекрестным вопросам — все одно и то же спрашивают и спрашивают, то в конце концов он им сказал: “Я сказал вам уже и вы не слышали, что вы опять хотите слышать? Или вы хотите быть Его учениками?” Они, осатаневшие враги Спасителя, хотят быть Его учениками?! Он и не подозревал, конечно, какой удар он им нанес этими словами. И они уже с гневом и злобно отвечают: “Ты — ученик Его, а мы Моисеевы ученики: мы знаем, что Моисею говорил Бог, а откуда Этот мы не знаем.”

Церковь, рассказавши сегодня нам об этом чуде Спасителя, в то же самое время от лица каждого из нас поет: “Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, яко же слепой от рождения.” Не так давно мы настойчиво Богу молились: “Даруй ми зрети моя прегрешения.” Если мы просим, чтобы нам зреть, видеть наши прегрешения, значит, мы их не видим, как должно. Это, как раз потому, что мы “душевными очами” ослеплены. Поэтому эта молитва церковная для каждого из нас вполне осмысленна и понятна. Да и святые отцы всегда говорят, что человек своих грехов как должно не видит.

Как давно мы уже приводили пример из жития одного подвижника, который молил Господа о том, чтобы Господь ему открыл, насколько человеческая природа повреждена грехом. И когда Господь в каком-то таинственном видении ему открыл, насколько человек испорчен грехом, то тот от ужаса почувствовал, что он может с ума сойти, помешаться, и стал просить, чтобы Господь скрыл от него это видение и больше не показывал. Вот, так испорчен человек грехом. Преподобный Макарий Египетский говорил, что бывает человек хороший, но глубже всего корни в его душе ядовитые. От этой порчи пришел нас исцелить наш Господь Иисус Христос, потому что никакая другая сила в мире от этой страшной порчи греховной не может избавить. Это как раз то, что совершенно не видят в наши дни теперешние реформаторы жизни, из которых каждый предлагает свое. Они все забывают, да и не знают, что человек есть грешное существо. Поэтому, как говорил Блаженный Августин, разница между людьми только в том, что один больше зол, а другой меньше. Нужно всегда сознавать, насколько мы грешны и испорчены грехом и просить, чтобы Господь просветил наши очи сердечные так, как Он просветил и физическое и духовное зрение у этого бывшего слепца, о котором мы слышали. Аминь.

5.06.2023 СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ

 СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ
 
День памяти святых, в земле российской просиявших, указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила земля русская. 
Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: бессмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить Божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и вся сия приложится вам». Вера, Православная Церковь объединила разрозненные племена в один народ. Самым существенным свойством русских людей была вера в Царство Божие, искание его, искание правды. Ради Царства Божия, ради причастности ему, ради молитвы русские подвижники уходили от мирской суеты, в леса, на необитаемые острова. Они искали только Царства Божия, ничего не хотели создавать и строить, уходили от людей, но люди шли за ними – ради Царства Божьего, бывшего на тех островах и лесах, вокруг праведников, и так вырастали лавры и обители.
Искание правды – основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый написанный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой». Но о небе, о Царстве Божием думали не только те, кто уходил от мира и людей, а все верующие русские люди понимали смысл жизни. Все, кто подлинно строил Россию, как государство, живя в миру и исполняя свои обязанности, также почитали самым главным быть верным Божественному Царству и Божественной Правде. 
 
В России были князья, полководцы, хозяева – люди всех родов и занятий, но их основное понимание и стремление, и смысл жизни были также стяжание Царствия Божия, причастности к нему. Усвоение христианской веры переродило и русских князей. Власть всегда есть выражение сознания и воли. Власть всегда руководствуется той или иной философией, тем или иным пониманием смысла жизни и своей деятельности. До Владимира Святого русские князья были вождями воинствующих племен и вели войны ради военный добычи и славы. Ставшие христианами, они стали начальниками отдельных частей единого народа. С принятием христианства явилось сознание и ощущение единства. Правда была в братстве князей, и междоусобная война стала неправдой. Святой князь Владимир дал русскому народу новый смысл жизни и новую жизненную силу. Бедствия, неуспехи, поражение бессильны перед главной силой жизни, бессильны перед жизнью духовной. Царствие Божие, духовная отрада в причастности ему остаются нетронутыми. Проходит страшная буря, и снова живет человек. Так, мученики улыбались от радостного ощущения благодати Божией во время самых жестоких мучений.
Отсюда жизненная сила России. История возвышения Москвы яркое подтверждение той же мысли. Во главе ее стояли благоверные князья, усвоившие православное понимание правды, и потому святитель митрополит Петр сказал московскому князю, что Москва будет возвеличена, если князь построит в Москве Дом Пресвятой Богородицы и тем исполнит этот завет. Иными словами, если ты до конца будешь верен Православию и прежде всего будешь искать Царство Божие и правды его, то вся сия – все мирское, житейское, государственное приложится тебе. Таков замысел Москвы, и она была верна завету святого Петра, и ночная военная перекличка на кремлевских стенах творилась словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Это не значит, что и жизнь, и люди были святы. О, нет! Люди всегда грешны, но важно, но спасительно, когда есть сознание добра и зла, когда есть стремление к правде, ибо тогда может быть восстание. 
 
Грешная Москва, столица грешной России, в своей исторической жизни падала до дна, но поднималась потому, что не умирало сознание правды. В Смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовались», ослабели и спасения ждали от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна, и Россия неминуемо погибла бы, если совсем было бы утрачено сознание правды. Но Россию спас святитель Гермоген, который в вере и исповедании духовно и нравственно возродил русский народ, и он снова стал на путь искания Царства Божия и правды его. Правды подчинения земной государственной жизни духовному началу. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, через год, восстание его. Такова история России, таков ее путь.
После Петра I общественная жизнь уклонилась от русского пути. Хотя уклонилась и не до конца, но она утратила ясность сознания правды, ясность веры в евангельскую истину. «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его». Тяжкие страдания русского народа являются следствием измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Но те тяжкие страдания, тоска жизни под властью лютых безбожников говорят, что народ не до конца утратил сознание правды. Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера, Россия восстанет, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.
Сегодня, в день всех святых, в земле российской просиявших, Церковь указывает их, и православные с духовным восторгом видят их, какое их множество в Царстве Божием! И сколько еще непрославленных, имже несть числа. Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни, и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасении России и всего мира. 
 Святитель Иоанн (Максимович) 

12.05.2023 ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ 
 
 
Расставаясь с теми, коих искренно любим, мы не можем не скорбеть, не можем не чувствовать печали, а апостолы — с горы Елеонской, где они разлучились с Господом, возвращались с радостью великою. Возлюбленный Учитель, Который один открывал им всякую истину и разгонял мрак сомнений, налегавший иногда на души их, оставляет как бы себе самим, а они радуются; единственный их Покровитель и Защитник оставляет их среди иудеев, народа враждебного Христу и всему Христову, а они радуются; Христос Господь, от беседы с Которым сердце их исполнялось живой радостью, оставляет их в мире, полном неудовольствий, скорбей, всякого рода бедствий, а они радуются. Непонятное чувство! И мы не поймем его, братие, если будем смотреть на апостолов, как на простых человеков, и будем рссуждать о них по-человечески.
До Воскресения Господня, когда они ближе были к нам по мыслям и чувствам, то и их сердце, подобно нашему, исполнилось скорбью, когда возвестил им Господь, что Он хочет отойти от них; но теперь, когда воскресший Господь говорил им об устроении Царства Своего на земле, когда дуновением Его сообщенный Дух очистил и просветил их мысли и чувства и, может быть, преимущественно раскрыл пред ними тайну Вознесения Господня — теперь они уже не разумели возносящегося Христа по плоти и потому не могли питать подобных нашим скорбных чувств разлучения, теперь сами они ясно разумели, что лучше есть, да отыдет от них Господь. Уверенность, что с Вознесением Господа соединены высокие блага, не только изгоняла из душ их всякую тень печали, но, напротив, исполняла их великою и неизъяснимою радостью. В Вознесении Спаситель облекся Царственною, Божественноювластью и силою. Господь Вознесением Своим возвеличил человека, примирил его с Богом и усыновил Ему. Вознесение Господа есть твердыня надежды нашей.                                                                                                                                                                              Святитель Феофан Затворник.

23.04.2023 ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

 
ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

9/22 мая 2023 года, при Богоявленском Вышегородском мужском монастыре пройдет епархиальное собрание. 
15.04.2023 ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Сербская Истинно-Православная Церковь

 
Сербская Истинно-Православная Церковь

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2023 .

Совет епископов SIPC

под председательством еп. Акакия,

епископ Утешительский.

Всем верным чадам Светосавской церкви

поздравления  с праздником праздников

Святое Христово Воскресение:

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

«Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Эти слова воскресшего Господа, обращенные первоначально к апостолу Фоме, который, основываясь на апостольском свидетельстве, отказывался верить в воскресение Христово, пока не увидит воскресшего Господа и не прикоснется к Его воскресшему телу, обращены и к нам, не видевшим Его Воскресение из мертвых нашими физическими глазами.

Они обращены ко всем нам, находящимся в двадцати веках от Его воскресения в пространстве и времени. Мы благословлены, потому что мы не видели, но мы верим! Это блаженство представляет собой великую духовную благодать, данную нам Господом за нашу веру в Его воскресение.

Смерть и грех заставляют человека переживать жизнь в мире как горечь, как проклятие.  Человек не может освободиться от этого чувства, пока не спасется от греха и смерти. И мы находим спасение от греха и смерти именно в этом блаженстве или вере блаженных, которую воскресший Господь указал как неизбежный путь избавления от греха и смерти: Блаженны невидевшие, но уверовавшие .

Та вера была открыта нам святыми апостолами в том виде, в каком они видели своими глазами и осязали руками своими (1 Ин. 1:1), чтобы мы, не видевшие, но уверовавшие, имели общение с видящими ( 1. Ин. 1:3).

Поэтому сущность нашего спасения состоит в вере в воскресение Христово. Вера в воскресение Христово есть основание нашей веры, ибо если Христос не воскрес, говорит апостол, то вера наша пуста и тщетна, потому что мы еще во грехах своих (1 Кор. 15:14,17). Поэтому воскресение Христово есть  первая, важнейшая, величайшая истина, на которой основана вся апостольская проповедь, вся апостольская вера, «побеждающая мир» (1 Ин. 5:4).

Как наше искупление совершилось через смерть Христа при крещении, так и бессмертие было даровано нам через Его воскресение. С воскресением Христовым нам открывается путь ко всеобщему воскресению и переходу в вечное блаженство Царства Небесного.

Если Христос не воскрес, то и не умер, говорит великий Златоуст, если не умер, то и не уничтожил греха, потому что только Своей смертью он мог быть уничтожен, как сказано: «Се, Агнец Бога, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1:29). Как он берет грехи? По его смерти. Именно поэтому он был назван Агнцем, потому что он должен был быть заклан, и если он не воскрес, то он не был заклан, а если он не был заклан, то грех не был уничтожен, то мы все еще в наших грехах. Если мы еще во грехах, то напрасна апостольская проповедь, а если напрасна проповедь, то напрасно и мы уверовали. А если Христос не воскрес, то и смерть не была побеждена; тогда смерть все еще бессмертна.

Величайшей победой Христа было Его воскресение из мертвых. Воскресение из мертвых прежде всего подтвердило Его всемогущую Божественность. Воскресение Христа навсегда закрепило Его победу над грехом и смертью.

Поэтому воскресение Христово есть не только главный предмет нашей веры, наше блаженство, наше спасение, но и величайшее наше торжество, безмолвное торжество, достигающее своего пика именно в праздник победы над адом, грехом и смертью - в праздник Воскресения Христова.

Вера в воскресение Христово есть вера в жизнь вечную: «Верующий в Сына (рожденного, распятого, воскресшего и грядущего во славе) имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев от Бога остается на нем» (Ин )3:36 

Братья и сестры, "помните Иисуса Христа, воскресшего из мертвых" (Тим. 2:8) - помните воскресение Христово как основание нашей святой веры и любите эту веру, дорожите ею и старайтесь направлять свою жизнь согласно ей.

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

На Пасху лето Господне 2023.

Ваши молитвенники перед Воскресшим Господом

Епископ АКАКИЙ Утешительский

Епископ Шумадийский НЕКТАРИЙ 
30.04.2023 Неделя 3-я по Пасхе: Жены Мироносицы: – святитель Филарет (Вознесенский).

 
Неделя 3-я по Пасхе: Жены Мироносицы: – святитель Филарет (Вознесенский).
 
Святая Православная Церковь ныне, как вы знаете, прославляет святых жен Мироносиц, почему и самый этот воскресный день именуется «неделя жен Мироносиц». 
Еще вчера мы говорили о том, что жены Мироносицы по существу были первыми благовестницами воскресения Христова и в каком-то смысле, как говорил один русский святитель, они оказались апостолами для самих апостолов. 
Но вот, что характерно: читая Евангелие мы не можем не обратить внимания на следующее обстоятельство: когда апостолы сами видят воскресшего Учителя, то не сразу охватываются духом полной веры; а когда другие говорят им о том, что их Учитель воскрес, они никак не могут как следует в это поверить. Св. евангелист Марк даже замечает, что однажды Господь явившись им, стал поносить – то есть прямо упрекать их за их неверие и жестокосердие, за то что они, слышавши о Его воскресении не смогли поверить тем, кто им об этом воскресении говорил. 
Но если апостолы никак не могли поверить в чудо воскресения, то жены Мироносицы сразу узнали Явившегося им. Вот они в волнении, восторженно и вместе с тем испугано бегут от Гроба Господня; сначала они боялись кому бы то ни было об этом и рассказать, настолько необычно и страшно было то, что они услышали от Ангела; но когда они так бежали, то им явился Тот, Кого хотели они помазать благовонным миром. Он явился и сказал им только одно слово «радуйтесь!» (Мф. 28:9). Верные Мироносицы сразу же узнали явившегося Спасителя и радостно поклонились Ему. Почему такая радость? Блаженнейший митрополит Антоний указывал на то, что много значит для человека верность истине и неверность ей. Постоянная и твердая во всем верность – противоположна малодушной неверности. Вот так и было и тут, говорил владыка Антоний. Апостолы, вместо того, чтобы последовать за своим Учителем, когда Его (говоря нынешним языком) арестовали, разбежались в разные стороны. Когда Господь шел воскрешать Лазаря, апостол Фома сказал: «пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16). Ни одного возражения от апостолов не последовало. Значит они были согласны с апостолом Фомой. Но в Гефсиманском саду оказалось, что они испугались и разбежались. Только один апостол любви, апостол Иоанн устоял перед этим страхом и с Учителем был неотлучно даже до Голгофы, на которой он стоял с Пречистой Матерью Спасителя. А апостолы разбежались – и вот эта то неверность и малодушие и омрачили их очи, как указывал владыка Антоний. А верные Мироносицы, которые с Ним шли до Голгофы, стояли у самого Креста – скорбя, и вместе с тем стараясь хоть как-то уменьшить своею любовью и сочувствием страшную сверхчеловеческую скорбь Преблагословенной Девы Марии. Они не оставили Его. Мы знаем из Евангелия как Его погребали, и жены Мироносицы смотрели где Его полагали. А апостолов тут нет... они убежали. Жены же Мироносицы остались верными Ему до самого конца и поэтому, как говорит владыка Антоний, у них остались светлыми и чистыми их совесть и внутреннее чувство духовной интуиции, и поэтому, они сразу узнали Явившегося им, и без всяких колебаний поклонились Ему, как возлюбленному Учителю и Победителю смерти. 
Представьте себе только, что пережила святая мироносица Мария Магдалина, когда она безутешно плакала над гробом Того, Кто когда-то освободил ее от нечистой вражеской силы, изгнавши из нее семь бесов. После того, как это совершилось, она была постоянной последовательницей возлюбленного Учителя. Вот она безутешно плачет над Его гробом и вдруг от Кого-то явившегося ей слышит тот самый голос «Мария!» (Ин. 20:16), – дорогой и незабываемый голос, – от которого когда-то из нее вышли семь бесов. Если тут сердце Марии от восторга и радости не разорвалось, то только потому, что с ней говорил Источник Жизни, – Сам Господь. Переход – от безутешной скорби к восторженной полной радости! Так вот, будем помнить, что значит верность и преданность и что значит чистая совесть. Святые Жены сделали все для того, чтобы оказать внимание своему Учителю. Не боясь никаких опасностей идут на Голгофу, Его провожают, стоят у Голгофского Креста, наблюдают, смотрят благоговейно как погребается их Учитель – и за это имеют радость ранее апостолов видеть во славе Его, воскресшего из мертвых. Помни человек, как важно быть верным Богу. Верность и преданность Ему просвещает человеческую совесть и просветляет и человеческий разум. И наоборот, когда человек один за другим совершает акты неверности и измены своему Господу и истине, тогда черствеет его душа, грубеет и затемняется его совесть и тогда истину ему не легко признать, не легко ей поклониться. Это нужно помнить каждому и молиться всегда, чтобы Господь научил нас быть Ему верными всегда и во всем, как были верны Ему святые славные жены Мироносицы. Они свою верность довели до конца, и получили неизреченную радость видеть Учителя воскресшим и сразу Ему поклониться. И вот этот пример их верности и любви должен быть для каждой души христианской примером назидательным, примером таким, которому последуя человек сам проявит верность Господу до конца и получит радость Его лицезрения. Аминь.  
23.04.2023 Неделя 2-я по Пасхе: Апостол Фома

 
Неделя 2-я по Пасхе: Апостол Фома: святитель Филарет (Вознесенский).
Св. Православная Церковь ныне вместе с празднованием воскресного дня соединяет праздничное воспоминание о св. апостоле Фоме, причем характерно, что, именно благодаря этому, Евангелие, которое читалось за всенощной вчера, как очередное воскресное, повторилось на литургии, что редко бывает, в честь ап. Фомы. 
Иногда употребляется в жизни, в просторечии, выражение – «ну, я Фома неверный», т.е. я не очень скор на веру. Человек, который так говорит, и не представляет себе, обыкновенно, сущности того, в чем состояло неверие ап. Фомы, которое Церковь в своих молитвословиях назвала «доброе неверие Фомино». Когда мы читаем в св. Евангелии те места, которые говорят о св. ап. Фоме, мы видим, что перед нами, в лице этого апостола, человек-скептик. Например, когда Господь Иисус Христос перед воскрешением Лазаря сказал Своим апостолам: «пойдем в Иудею», то апостол Фома сказал др. апостолам: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11:15, 16). В этих словах – сочетание, с одной стороны, безусловной любви апостольского сердца, готовой и на смерть с возлюбленным Учителем, и в то же самое время именно такое скептическое недоверие – выйдет ли что-нибудь из этого путешествия, не будет ли последствием его только смерть возлюбленного Учителя и Его учеников? Вот, Господь на Тайной вечери, беседуя с апостолами, говорит им, что путь, куда Он идет, они знают – «аможе Аз иду, весте, и путь весте» . – Но последовал ответ ап. Фомы: «Господи, не вемы, камо идеши: и како можем путь ведети?» (Ин. 14:4, 5) т.е. не знаем, куда Ты идешь, и как мы можем это знать? Наконец, вот повествование об осязании божественных ребер апостолом Фомой: апостол Фома, еще не видевший воскресшего Учителя, когда услышал от своих собратий-апостолов о Его воскресении, известно, как ответил: Если я не увижу сам на руках Его язвы гвоздинные не поверю (Ин. 20:25). Пока не вложу свою руку в эту страшную рану, которая была около ребра Его, не поверю. Прошла неделя. Апостол все еще поверить не может. Какой мрачной, вероятно, для него была эта тяжелая неделя! Другие апостолы ликуют и радуются, а он все не доверяет. Через семь дней Господь является ученикам, среди которых был и Фома, и сказавши им, «мир вам!» , говорит Фоме, перефразируя его же собственные слова, которыми он отрекался от веры: «принеси перст твой... виждь раны Моя: принеси руку твою, вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26, 27). Тогда из уст апостола от всего сердца вырвалось то великолепное исповедание, которому ап. Фома остался верен даже до смерти: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28)! – воскликнул ап. Фома. Всякая тень сомнения тотчас же улетучилась из его души. Почему же Церковь называет его неверие добрым? Потому что Фома, братие, любил своего Учителя, как и все апостолы Его любили, так, что, дай, Господи, нам одну сотую той любви, которая была в апостольских сердцах. Когда Господь умер на Кресте, то для апостолов, что называется, солнце погасло в мире. Страшно, и темно, и холодно им стало. Они знали, Кого они потеряли. Фома не может поверить – мир для него опустел, без веры, без Учителя его. Слишком жаждало его сердце такой веры, в которой не было бы ни тени сомнения, потому что слишком дорог был для него Учитель. И истина Его учения о воскресении была слишком для апостола дорога. И вот, потому Церковь и называет это неверие добрым, что в нем проявилось то, насколько апостол, рассудком не доверяя, сердцем и душою был верен своему Учителю. 
Так ли это в наши дни? Похожи ли на ап. Фому бывают те, которые говорят «я Фома неверный»? Обыкновенно, их неверие от неверия ап. Фомы отстоит как восток от запада, как небо от земли. 
Смотрите, братие, как дорога была для ап. Фомы истина воскресения, истина правды Св. Евангелия! А вот наше время как раз и отличается тем, что сейчас людьми все больше овладевает равнодушие к божественной истине. Говорится много красивых слов, а, в действительности – по настоящему – у людей к истине полное равнодушие. Такое равнодушие когда-то показал Пилат, когда Господь стоял перед ним на суде. Перед Пилатом стояла Сама Истина, а он, однако же, скептически заявил: «что есть истина?» (Ин. 18:38) т.е. есть ли она? да если и есть, то далеко нам до нее, а м. б. ее нет – И с полным равнодушием отвернулся от Того, Кто возвещал ему истину, Кто был Сама Истина. Так и теперь люди равнодушны стали. Вы, вероятно, слышали не раз, как теперь много говорится самых высокопарных, красивых, как будто бы христианских слов, об объединении всех в одну веру, в одну религию. Но помните, что внутренняя подкладка здесь как раз и есть равнодушие к истине. Если бы она была дорога для человека, он никогда бы на это не пошел. Именно потому, что истина всех мало интересует, а просто хотят попроще да поудобнее как-то устроиться и в деле веры, поэтому и говорят: «Нужно объединиться всем», т.е. каждый должен признать, что его вера не истинная, а только, когда все эти неистинные веры сольются в одну, то откуда-то появится истинная. 
Будем бояться такого равнодушия к истине. Господь наш Иисус Христос в Апокалипсисе нам ясно указывает на то, как страшно равнодушие к истине. Он там обращается к Ангелу, Предстоятелю Лаодикийской Церкви, и говорит: «знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был горяч или холоден! Но, так как ты ни холоден и не горяч ( а тепл , ни то – ни се, не дорога тебе истина), то извергну тебя из уст Моих !» (Откр.3:15, 16). Еще резче и сильнее сказано в славянском тексте: «изблевати тя имам из уст Моих» , как организм выбрасывает из себя что-то решительно противное и вредящее ему. 
Будем помнить, что это равнодушие к истине есть одно из главных бедствий нашего века отступлений. Дорожи истиной, человек! Будь борцом за истину. Помни, как любил истину воскресения Христова, – божественную евангельскую истину – ап. Фома. Эта любовь апостольская к истине и к Наставнику истины – для нас пример, как должен человек дорожит истиною и любить Того, Кто есть Путь и Истина и Жизнь – Господа нашего Иисуса Христа. Выше всего ставь истину в жизни, человек, и никогда не позволяй себе как-то уклониться от истинного пути. Конечно, все мы грешны, все мы по немощи падаем, но одно дело – падение от немощи, другое дело – равнодушие к истине, сознательный уход от нее. Да не будет этого с нами! Пусть каждый наш церковный приход, как дружная духовная семья, твердо стоит в истине и будет верной ячейкою нашей Св. Зарубежной Русской Православной Церкви. Вероятно, вы сами обращали внимание, как много теперь нападок именно на Зарубежную Церковь. Ни одна церковь так не поносится сейчас. И служители других церквей не поносятся так, как поносятся служители Церкви Зарубежной. Что это значит? Это самый верный признак того, что Церковь наша стоит в истине, и поэтому вся ложь, вся неправда ополчилась на нее войной. Если бы не стояла в истине наша Церковь, никто бы ее не атаковал. Все было бы мирно и тихо. Но т. к. она стоит в истине и эту истину проповедует, возвещает и защищает – отсюда все эти нападки на нее. 
Будем же это понимать и дорожить тем, что мы с вами принадлежим к св. Церкви, которая ни в чем против истины не погрешает, а содержит ее так, как повелел наш Господь Иисус Христос и апостолы святые. Аминь.  
18.04.2023 Воскресение Христово - «Христос Воскресе!»

 
Воскресение Христово - «Христос Воскресе!» 
Из Церковной истории известно, что в недавнее сравнительно время (особенно в 19-м столетии), среди неправославных богословов и ученых, появились многие, которые, по существу уже ничего христианского в своих убеждениях не сохранили, и с самой разрушительной критикой обрушились на основные истины нашей веры, в особенности же на 4 наших Евангелия. Каких только исследований ни делалось, каких только научных трактатов ни писалось для того, чтобы доказать, что наши Святые Евангелия не принадлежат апостолам Марку, Матфею, Луке и Иоанну, а просто кем-то придуманы, составлены, сочинены значительно позднее. 
Тут нужно сказать, что в последнее время, особенно же при блаженнейшем митрополите Антонии, наша православная богословская наука отвечая рационалистическим нападкам и критике, – до основания разбила и развенчала их, ясно и с полной несомненностью доказав, что наши Евангелия являются настоящими подлинниками и написаны именно теми лицами, теми евангелистами, имена которых они носят. Здесь получилось так, что эти критики, сами того не ожидая, сыграли большую роль в установлении несомненной истинности наших Евангелий. Это подобно тому, как когда-то в Японии, когда приехал туда (будучи еще молодым иеромонахом), незабвенный «апостол Японский» – архиепископ Николай, и стал проповедовать Православие (каковая  тогда в Японии запрещалась), к нему пришел убежденный, горячий, пламенеющий своей языческой верой, шинтоисский жрец по имени Савабе; пришел с обнаженным мечем и сказал: «Если ты не прекратишь проповедь твоей веры, то я убью тебя вот этим самым мечем». Иеромонах Николай на это спокойно ему ответил: «Можешь, – я смерти не боюсь, но я вижу, что ты человек убежденный, честный и советую тебе сначала ознакомиться с нашей верой... Скажи, как можешь ты так решительно ее отвергать, как можешь принимать такие решительные меры, когда ты ее совсем не знаешь? Если ты порядочный и искренний человек, – то ознакомься с ней сначала: «Ты прав», – сказал Савабе, ушел от иеромонаха Николая, стал изучать христианство, и неожиданно для себя и других, стал убежденнейшим православным христианином, истинным «мужем подвига», и когда засиял светильник «апостола Японии», – архиепископа Николая, то одним из ближайших его сотрудников был настоятель Собора – старец протоиерей Павел Савабе. 
То, что произошло с нашими Евангелиями, произошло в частности, и с основной истиной этих Евангелий – истиной Воскресения Христова. Как только ни обрушивалась на нее отрицательная критика, каких только объяснений и толкований она ни придумывала! Характерно, однако, здесь вот что: если человек, почему-либо не хочет принять или понять истины веры, то он хватается за любое объяснение, даже явно неправдоподобное – лишь бы только за него уцепиться, и этим как-то успокоить свою сговорчивую совесть. И вот, когда эти мыслители и «богословы» боролись с признанием истины Воскресения, их утверждения и попытки объяснить в духе неверия и отрицания евангельские повествования о Воскресении Господа Иисуса Христа сводились, главным образом, к трем гипотезам: 
Первая из них – самая старая; вы о ней слышали в Великую Субботу при чтении Св. Евангелия: там повествуется о том как воины, пораженные явлением Ангела, отвалившего камень от двери гроба, с ужасом побежали к книжникам и фарисеям и рассказали о произшедшем; те же, дав воинам денег и подкупив их этим, сказали им: «скажите, что, когда мы спали – ученики при шли ночью и Его украли» (Мф.28:13). При этом евангелист Матфей, передавая это глупое объяснение, говорит: «И промчеся слово это во Иудеи даже до сего дне» (даже доныне) (Мф.28:15). Он говорил это о своем времени, вскоре после Воскресения, а мы можем повторить его слова с полным правом, что промчалось это слово «и до сего дне» – и до наших дней. Сейчас, теперь, почти две тысячи лет спустя, несмотря на всю свою абсурдность, этого «объяснения», находятся люди, которые все еще пытаются поддерживать этот абсурд (особенно среди безбожников в бывшем СССР). 
Из книги Деяний Апостольских (Деян.12), мы знаем, что воины, которые стерегли апостола Петра, не заметили, как Ангел чудесным образом, ночью вывел его из темницы. Утром оказалось, что стража находится на месте, запоры невредимы, но Апостола нет. Что могли сказать воины? Произошло что-то совершенно непонятное и необъяснимое. Однако же царь Ирод, разобрав это дело, приказал воинов казнить, потому что при тогдашней железной дисциплине римский солдат своей головой отвечал за то, что он охранял. Уже по этой одной причине Римская стража должна была поставить для охраны Гроба Господня своих отборных солдат. Это во-первых. Во-вторых, спящий не является да и не может быть свидетелем. Они могли только сказать – «мы проспали», и больше ничего. А говорить то, что «ученики унесли, когда мы спали» – недоказанное утверждение. Спящий – не свидетель; если они видели, то, значит, не спали, а если не спали, то почему же не остановили?.. Как мы видим, это – совершенно неправдоподобная выдумка; но за нее в свое время уцепились книжники и фарисеи, а в наше время ухватились теперешние большевики. Несмотря на все явное неправдоподобие этой выдумки... 
Второе объяснение: говорят, что Господь Иисус Христос на Кресте не умер, а впал в глубокий, как бы летаргический, сон, а в холодной пещере, в прохладном воздухе, от благоухания ароматов, которыми было помазано Его Тело, Он пришел в себя и вышел из Гроба. Те, кто так рассуждают, очевидно не считают Иисуса Христа Лицом Божественного достоинства, а простым человеком. Но против этого объяснения давно восстала медицина, указавшая на одно очень простое обстоятельство: если положить в пещеру человека с пронзенными так руками и ногами, как были они пронзены у Спасителя, то этот человек в течение долгого времени не сможет стать на ноги и не сможет работать руками. Как и каким же образом мог так тяжко избитый и израненный человек встать на третий день из гроба и отвалить огромный тяжелый камень, о котором мироносицы говорили: «кто отвалит нам камень от двери Гроба?.. бе бо велий зело» (Мк.16:3, 4); Эта вторая бессмыслица является такой же абсурдной выдумкой, как и первая. Помню, как – когда я жил еще в г. Благовещенске, один неверующий врач вздумал напечатать в газете подобное объяснение, за которое получил, в газете же, заслуженную отповедь от покойнаго архиепископа Димитрия, тогда – настоятеля Благовещенскаго кафедрального Собора. 
Третье объяснение, которое считалось более правдоподобным, было следующее: Говорят, что апостолы были до такой степени наэлектризованы ожиданием увидеть Воскресшего Учителя, что это привело их в состояние чрезмерной экзальтации; у них появились галлюцинации, и они, будучи в таком состоянии, т.е. галлюцинируя, думали, что перед ними, действительно их Учитель; на самом же деле это было явление больного воображения – в состоянии болезненного экстаза. 
Утверждать, конечно, можно все, что угодно; на мертвых можно возводить все, что угодно; мертвые не могут ответить. Но ведь, знать и судить о Воскресении Спасителя мы можем только по Евангелиям; других источников у нас нет. А разве есть в Евангелии хотя бы одно место, где было бы указано, что апостолы могли быть такими легковерными и экзальтированными? Почитайте Евангелие. Вы сразу увидите обратное: апостолы никак не могут поверить; им говорят мироносицы – они не верят. Апостол Фома прямо заявил, что пока я не увижу и не осяжу Его раны, – не поверю (Ин.20:25). В одном из евангельских повествований говорится, что Господь, явившись однажды апостолам, упрекал их за неверие, за жестокосердие, за то, что они и свидетелям очевидцам не верят. Таким образом, мы видим, что у апостолов не только не было никакого экстатического ожидания увидеть своего Учителя Воскресшим, а наоборот, – упорное недоверие ... 
Это было устроено Промыслом Божиим. Если после такой упорной недоверчивости и сомнений, апостолы потом настолько поверили в Воскресение Своего Учителя, что пошли на проповедь и на смерть за Него – это с несомненностью свидетельствует о действительности Его Воскресения! 
Те, кто упорно держатся за данную гипотезу – говорят о массовых галлюцинациях, происшедших, якобы, не только с апостолами, но и – позднее – со всеми верующими. Но хотя массовые галлюцинации (когда галлюцинирует одновременно много людей) и были засвидетельствованы в медицине, но как редчайшее явление, и притом, галлюцинации зрительные. Слуховых же не наблюдалось. А Господь, по Евангелиям, неоднократно беседовал с апостолами после Своего Воскресения. 
Не следует забывать и указаний Евангелия на то, что апостолы принесли Господу Иисусу Христу (по Его требованию) рыбу и мед. Апостолы принесли Ему, разумеется, не галлюцинацию, а настоящую рыбу и настоящий мед, и, Господь у них на глазах вкушал эту рыбу и мед и они Им поглощались и следовательно исчезали; но такой «галлюцинации», в которой уничтожалась бы действительная, реальная пища – никто никогда не видел и не увидит... 
Таким образом, и третья гипотеза оказалась несостоятельной. Когда один честный, но до сего не веровавший человек, крупный ученый и самостоятельный мыслитель, стал изучать евангельские сказания о Воскресении, то в своей книге он стал постепенно приходить к вере, хотя все еще колебался, – трудно было ему порвать с прошлым и изменить свое мировоззрение. Но он сделал смело и открыто определенный вывод: «Мы должны признаться, что из всех повествований Евангелия о Воскресении Спасителя, может быт сделан только один вывод: действительно, Распятый и Погребенный во Гробе, неведомо как, и непонятно как, но несомненно, явился Своим Ученикам, почему они стали с такой силой и убеждением проповедовать о Воскресшем Учителе». Вот, что сказал человек, еще колеблющийся и еще не имевший настоящей веры, но потом ставший верующим... 
Благодарение Богу – верующему сердцу не нужны никакие доказательства! Зачем доказывать человеку, что есть солнышко на небе, когда оно светит и греет? Но есть слепцы, не видящие и не верующие, и вот этим-то слепцам полезно изучать такие повествования и факты, потому что неверие старается убедить своих последователей в том, что все его утверждения точно доказаны; а когда те начинают это честно и добросовестно изучать, то видят, что ничего такого не доказано, и не может быть доказано, а поэтому истина Светлого Воскресения Христова, по-прежнему светом сияет пред всем человечеством...  Христос Воскресе! Аминь.  
 
Cвятитель Филарет (Вознесенский). 
18.04.2023 Радость воскресения Христова Митрополит Филарет (Вознесенский).

 
Радость воскресения Христова

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, повествуя в своем Евангелии о последней прощальной беседе Господа Иисуса Христа с учениками, приводит слова Спасителя: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и никто радости вашей не отнимет от вас».
Та прощальная беседа, во время которой были сказаны эти слова, происходила во время Тайной вечери, перед отшествием Спасителя на страдания. В беседе этой Господь ободрял и укреплял Своих учеников перед наступлением того великого и вместе с тем страшного, что должно было совершиться в ночь Его страданий – Его подвига и смерти для спасения мира. Тот, кто внимательно и благоговейно читает или слушает повествование Евангелия об этой беседе, видит в ней не только божественную глубину ее содержания, но и совершенно особый характер ее. Читая или слушая ее, можно подумать, что на страдания шел не Сам Спаситель, а Его ученики – настолько взволнованы и встревожены они, и величественно спокоен Он Сам, – знающий, видящий наперед все, что Ему придется пережить и претерпеть всего через несколько часов. Как любящий отец и как заботливый наставник, укрепляет Он любимых и любящих чад Своих, и как добрый Пастырь молится о них Отцу Своему...
Апостолам не было тогда еще открыто то, что знал их Господь и Учитель, но из Его слов и действий они ясно, с несомненностью чувствовали, что надвигается что-то страшное, и что Учителю грозит какая-то опасность. И вот, утешая и ободряя их, Господь и говорит им: «Вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас».
Наступили часы искупительных страданий Христа Спасителя и сбылось Его скорбное предсказание: «наступает час и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного»... Устрашились Апостолы, покинули Учителя, – и остались одни. Невыразимая скорбь наполнила их души, и мрак окутал их... Они любили своего Господа всей душой, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением своим, для них не было во всем мире никого и ничего дороже Него, и с Его смертью для них словно погасло солнце в мире и стало пусто, холодно и темно...

Но вот – воскрес Христос! Совершилось чудо из чудес! Настал тот день, о котором в глубокой древности возгласил еще псалмопевец Давид: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»... И Церковь радостно, ликующе возглашает: «Ныне вся исполнишася свет: небо же и земля и преисподняя – да празднует убо вся тварь восстание Христово, в нем же утверждается»... Праздников праздник и торжество торжеств!
Святое Евангелие говорит нам о том, что первое слово, которое сказал Господь женам-мироносицам, увидевшим Его Воскресшего, был призыв к радости: «Радуйтесь!» – сказал Он им, и светлая радость наполнила их души. Но знал Он и то, какая скорбь и печаль владела тогда теми, кого Он в Своей любви и снисхождении назвал Своими братьями – Его возлюбленными учениками.
И вот Он в этот же первый день Своего воскресения является им, собранным вместе. «Возрадовались ученики, увидев Господа», – отмечает св. Евангелист Иоанн. Исполнилось то, что предсказал Спаситель апостолам на Тайной Вечери – их души исполнились радостью Его воскресения. Теперь этой радости уже никто не отнимет от них, и эту радость они возвестили всему человечеству. Ибо они более всего подчеркивали в своей проповеди то, что они являются именно свидетелями Его воскресения, и книга Деяний Апостольских нарочито указывает на то, что Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа.
К этой радости воскресения Христова призывает Святая Церковь и нас, говоря: «Приидите, возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу»... До Воскресения Христова «держава смерти» была несокрушима – смерть владычествовала над живущими, и над каждым живым существом говорила свое последнее слово, прекращая его жизнь. Но Воскресший Христос смертию смерть попрал, уничтожил ее силу, именно «сокрушил ее державу», и теперь для христианина смерть – только «во блаженном успении вечный покой», или, по словам св. Василия Великого, «переход от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая и успокоение и радость»... Вот что даровал Своим воскресением Победитель ада и смерти. Приидите же – возрадуемся Господеви!
И пусть ничто не омрачит, ничто не отнимет у нас радости светлого праздника, великого торжества нашей веры, которая есть «победа, победившая мир» (1 Ин. 5, 4). Пусть над миром сгущаются темные тучи. Пусть жизнь становится все тревожнее и напряженнее, и наша планета, благодаря новейшим техническим открытиям становится похожа на пороховой погреб, который готов каждую минуту взорваться и уничтожить все существующее. Пусть все более и более отступающий от Бога и Его правды мир идет к своему концу – неизбежному, неотвратимому. «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» – говорит нам Победитель смерти и ада (Апок. 22, 11-12).
Перед тем, как идти на Свой мироспасительный подвиг, Он предупредил Своих учеников, а через них и всех нас, верущих в Него по слову их: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Причастником этой победы Он делает каждого, истинно верующего в Него. А эта победа – есть победа Его Воскресения, победа жизни над смертью, добра над злом и света над тьмою. Да узрит же Его, Начальника Жизни и победителя смерти, очами веры каждая верная Ему душа, и да возрадуется победною радостью Его Воскресения – и радости этой никто не отнимет от нее во веки веков! Христос Воскресе!
Митрополит Филарет (Вознесенский).


 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 След. > Последняя >>

Всего 31 - 45 из 1081